Влияние средовых факторов на рост и развитие детей

Содержание

Формирование личности ребенка

Влияние средовых факторов на рост и развитие детей

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен.

Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных.

Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности.

Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними.

Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации.

Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется.

Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты.

Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми.

Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни.

Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа.

Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком.

В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания.

Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой.

Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза.

В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом.

У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено.

Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство.

Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости.

Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов.

Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния.

Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы.

При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми.

Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить.

А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми.

Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено.

Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь.

Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Источник: https://PsyLogik.ru/54-formirovanie-lichnosti-rebenka.html

Влияние окружающей среды на развитие ребенка

Влияние средовых факторов на рост и развитие детей

Встатье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваютсяэтапы развития и методы формирования сознания детей.

Понятие об окружающей среде

Окружающаясреда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Человек, как биологический организм, чувствителен кизменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. Акак существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностноеразвитие происходит в социуме.

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семьяпредоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственныеустановки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организацияродителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физическиекачества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

Всемьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохоучатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны ксоматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенкусоциальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он долженадаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичныхситуациях.

Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающуюдействительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходитпоследовательно:

  1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
  2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
  3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
  4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
  5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.

Научно доказано: речь и обобщения –связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленькихдетей. Для подростков уместны разговоры«на равных», дискуссии,лекции.

Основные выводы

Среда, включая экологию,политический строй, оказывают влияние на развитие детей. роль всоциальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Таким образом, можносделать выводы:

  1. Личность ребенка развивается подвлиянием окружающей среды.
  2. Зависит от взрослого, какой социумбудет окружать кроху.
  3. Ребенок социализируется черезобщение, деятельность и сознание.
  4. Сознание формируется с помощьюспециально подобранных методик.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/rol-okruzeniya/ok-sreda/vliyanie-na-rebenka/

Среда развития ребенка

Влияние средовых факторов на рост и развитие детей

Развитие ребенка включает в себя биологические, психологические и эмоциональные изменения, которые происходят в ребенке с рождения и до конца подросткового возраста.

Это непрерывный процесс, который является уникальным для каждого ребенка.

Этапы развития ребенка

Условно выделяют несколько этапов развития ребенка:

  • новорожденный (0 – 4 недели)
  • младенец (4 недели – 1 год)
  • малыш (1 – 3 года)
  • дошкольник (4 – 6 лет)
  • ребенок школьного возраста (6 – 13 лет)

В современном мире принято выделять более подробные этапы развития ребенка:

  • зигота (момент оплодотворения, зачатия)
  • эмбрион (до третьего месяца беременности)
  • плод (с середины третьего месяца беременности)
  • новорожденный (первый месяц жизни)
  • младенец (до 1 года)
  • дошкольник:
  • ребенок, начинающий ходить  (1 — 4 года)
  • ребенок в старшем дошкольном возрасте (5 — 6 лет)
  • середина детства — младший школьный возраст (5 — 10 лет)
  • подросток — возраст учащегося средней школы (приблизительно 11 — 15 лет):
  • младший подросток (11 — 12 лет)
  • старший подросток (13 — 15 лет)
  • юность (16 — 18 лет, продолжается до 21 года у женщин и до 23 лет у мужчин).

Стадии психосоциального развития

8 стадий психосоциального развития

Эрик Эриксон (психолог в сфере психологии развития и психоаналитик) считал, что развитие личности продолжается в течении всей жизни человека от рождения и до самой смерти. Он выделил восемь стадий психосоциального развития личности, которые следуют друг за другом и обязательно должны быть пройдены каждым человеком:

  • младенчество (от рождения до 1 года)
  • раннее детство (1 — 3 года)
  • дошкольный возраст (3 — 6 лет)
  • школьный возраст (6 — 12 лет)
  • юность (12 — 20 лет)
  • ранняя зрелость, молодость (20 — 26 лет)
  • зрелость (26 — 64 года)
  • старость (после 65 лет)

Сферы развития ребенка

Все виды развития детей тесно взаимосвязаны и поэтому должны развиваться гармонично. Можно выделить следующие сферы развития ребенка:

  • интеллектуальная
  • физическая
  • психическая
  • эмоциональная
  • социальная
  • духовная
  • познавательная

По мнению психологов, семейные отношения играют решающую роль в развитии ребенка. Не зря во взрослом возрасте многим людям удается справиться со своими проблемами только после тщательной работы с детскими воспоминаниями: часто причиной жизненных неудач являются именно взаимоотношения в семье.

Влияние семьи на развитие ребенка

Основы всех необходимых для самостоятельной жизни навыков закладываются в семье. С самых первых лет жизни ребенок начинает перенимать опыт родителей и реализовывать его в собственной жизни, поэтому роль семьи в развитии ребенка является определяющей независимо от того, какое бы качественное воспитание он не получал за ее пределами.

Нормальное развитие ребенка в семье возможно только в том случае, если оба родителя придерживаются одинаковых принципов воспитания. К сожалению, во многих семьях этому важному условию не уделяется должного внимания.

В результате у ребенка не формируется нормальная система ценностей, при которой он точно знает, как себя вести, что правильно, а что нет, ведь родители требует от него разных вещей.

Например, когда мама всячески заботится о школьной успеваемости ребенка и занимается с ним, а отец совсем не интересуется этим, из-за такого противоречия в поведении родителей у маленького школьника обязательно возникнут проблемы с учебой.

Для полноценного развития ребенка в семье должна быть правильная психологическая атмосфера, так как именно она оказывает наибольшее влияние на формирование его личности.

Главным показателем нормального семейного микроклимата считается стиль общения членов семьи.

Когда в семье царят любовь и уважение, а любые противоречия и конфликты решаются путем компромиссов, ребенок получает эмоциональное тепло, которое необходимо для нормального становления и развития положительных личностных качеств.

Если в семейных взаимоотношениях присутствуют непонимание и агрессия, ребенок постоянно находится в тяжелой психологической атмосфере, которая неизбежно окажет негативное влияние на его развитие. Дети, выросшие в таких семьях, не умеют выстраивать нормальные отношения с окружающими, так как их представления о взаимоотношениях между людьми основаны на негативном опыте.

Семья и развитие личности ребенка

Семья является своеобразным фундаментом, который служит основой для формирования и развития личностных качеств ребенка. Адекватная самооценка, уверенность в собственных силах, позитивный взгляд на мир и доброжелательность в отношениях с людьми – все эти положительные качества личности закладываются еще в семье.

Психологические исследования доказывают, что нормальное развитие личности наиболее вероятно в семьях, где родители придерживаются демократического стиля воспитания. В такой семье взрослые учитывают интересы ребенка, уделяют ему достаточно внимания и поощряют его успехи, но, в то же время, пользуются своим родительским авторитетом, применяя гибкую систему поощрения и наказания.

Если ребенок получает наказание, то точно знает, что оно заслуженно, так как родители изначально предъявляют ему ряд адекватных требований и обязанностей.

В семьях с авторитарным или попустительским стилем воспитания развитие личности ребенка нарушается. В первом случае он испытывает постоянное давление и тотальный контроль со стороны родителей, а во втором предоставлен сам себе.

При таких условиях воспитания у детей формируются отрицательные личностные качества: ребенок, которого часто упрекают и наказывают, вырастает неуверенным в себе, а тот, кого родители хвалили за любую мелочь и беспричинно баловали дорогими подарками, наоборот, имеет завышенную самооценку.

Влияние средовых факторов на развитие личности ребенка

Социальная ситуация развития – влияние среды на формирование личности ребенка. Среда, согласно Л.С. Выготскому, – источник развития, а «не обстановка».

Он писал: «Среда как бы вращивается внутрь, поведение становится социальным, культурным фактором не только по своим содержаниям, но и по своим механизмам, по своим приемам». Однако среда, культура – это только источник, «приглашающая сила».

Любой элемент среды может по-разному воздействовать на ребенка, а может быть и нейтральным. Такое понимание роли среды в психическом развитии ребенка привело Выготского к введению понятия социальная ситуация развития.

Социальной ситуацией развития определяется, по Выготскому, психическая жизнь человека на разных этапах его развития.

Этим термином он обозначал «то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу».

Для Л.С. Выготского человек представляется зависимым от социальной ситуации развития, от других людей, которые ее создают. Перестройка же сознания ребенка к концу какого-то периода меняет, по его мнению, всю систему отношений с другими и отношение к самому себе.

В современных теоретических работах (В.П.

Зинченко, Д.Б. Эльконин, А.Г. Асмолов), содержащих развитие идей Л.С. Выготского, подчеркивается, что среда – культура для организма – «приглашающая сила, вызов», и она «бессильна, когда иссякает внутренний, собственный источник и движущие силы развития и саморазвития». Это относится и к индивиду, и к социуму (В.П. Зинченко).

Расширение индивидуального сознания, индивидуального личностного роста – необходимое условие становления человека как духовного существа. Внутренний рост человека представляет собой обязательное условие роста внешнего. Внешний рост связан с процессами социализации, предполагающими усвоение индивидом социальных норм и ценностей, выполнение требований, предъявляемых социумом.

Важнейшая человеческая потребность – быть активным, что-то совершать, действовать, реализовывать. Это значит, что человек не слаб и не беспомощен, он дееспособен. Это значит, что не только другие воздействуют на него, но и он сам воздействует на других людей.

Родившись, ребенок с каждым днем становится все более самостоятельным, в то время как взрослые медленно меняют свое отношение к нему. Взрослые по-разному сдерживают активность ребенка, которому приходится мириться «с превосходящими силами взрослых».

Однако, подрастая, ребенок находит разные возможности, утверждает Э. Фромм, «отплатить за поражение».

Притягательной силой обладает не только то, что не было разрешено, но и то, что было невозможно.

Внутренне присущее человеку желание «проникнуть в глубины своего социального и природного бытия», чтобы вырваться из тех рамок, в которые он «загнан», по мысли Э. Фромма, играет важную роль.

Эта потребность может быть удовлетворена разными способами – через созидание или через разрушение.

Человеческий организм нуждается не только в некотором минимальном отдыхе, но и в некотором количествеволнения (возбуждения). Отечественные психологи (Л.С. Выготский,
Л.И. Божович, М.И. Лисина) показали, что потребность ребенка в общении, во впечатлениях является базовой для развития социальных потребностей ребенка.

Способы и приемы стимулирования возбуждения могут быть разными. Э. Фромм называет простые стимулы и сложные, вдохновляющие. Источниками вдохновения могут стать природа, музыка, литература, встреча с интересным и любимым человеком.

Сопереживание – сложные стимулы. Влечение – простые стимулы. Простые стимулы вызывают влечение.Вдохновляющий же стимул вызывает у человека активный интерес к «своему объекту», стремление открывать в нем все новые грани.

Важное отличие простых стимулов от сложных состоит в том, что простые стимулы вызывают «чувство пресыщения», человек испытывает чувство желания (охоты, зуда), удовлетворения и избавления, когда наступает удовлетворение, «ему больше ничего не надо».

Сложные же стимулы никогда не вызывают чувства пресыщения, их никогда не может быть «слишком много». Э.

Фромм выводит такую закономерность: «чем проще стимул, тем чаще нужно менять его содержание или интенсивность; чем утонченнее стимул, тем дольше он сохраняет свою привлекательность и интерес для воспринимающего субъекта и тем реже он нуждается в переменах».

В социальных условиях жизни человека, по убеждению Э. Фромма, кроются причины патологий, нарушений развития.

Уже такие обстоятельства среды, как питание, «тепло и нежность» при воспитании ребенка, внимание и количество поощрений, свобода передвижения и возможность самовыражения в игре и других формах общения, оказывают прямое воздействие на рост мозга, усложнение строения коры больших полушарий.

Для нормального роста человека, развития у него синдрома жизнелюбия необходимы специальные условия, при отсутствии которых человек превращается в ограниченное существо с «синдромом враждебного отношения к жизни». Отношения между личностью и окружающим ее миром неоднозначны и очень сложны.

Индивидуальный характер определяется индивидуальными факторами: задатками и способностями, обстановкой в семье, целым рядом важных событий в жизни индивида. Факторы окружающей среды сложны и играют огромную роль в формировании личности.

Источник: https://magictemple.ru/sreda-razvitija-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.