Умственная отсталость у детей, симптомы и лечение

Содержание

Умственная отсталость у детей: симптомы олигофрении, лечение задержки развития, причины, признаки

Умственная отсталость у детей, симптомы и лечение

Благодаря когнитивным функциям головного мозга люди успешно учатся, работают и живут. Однако в первый год жизни детей могут быть выявлены симптомы умственной отсталости, что ставит под удар их будущее нормальное существование. Важно вовремя обратиться к врачу, а также принять умственно отсталых детей со всеми их индивидуальными особенностями, если в вашей семье таковые появились.

Что называется умственной отсталостью у детей?

Умственная отсталость – это психическое отклонение в развитии, вызванное органическим поражением ЦНС, по причине чего снижается познавательная деятельность. Психика у умственно отсталых детей развивается иначе, их личностные качества не такие, как у обычных детей.

Классификация и симптомы умственной отсталости

Ведущими признаками умственной отсталости являются нарушения интеллекта. Дети, отсталые умственно, впоследствии подвергаются социальной дезадаптации.

Признаки умственной отсталости:

  • снижение уровня интеллекта;
  • отсутствие мотивации в поведении;
  • полностью зависящее от окружающих и внешнего воздействия мнение;
  • отсутствие способности предусматривать последствия действий;
  • неразвитость умения контролировать инстинктивные порывы;
  • неспособность овладевать знаниями и применять их на практике;
  • дезадаптация в коллективах;
  • трудности с соблюдением режима дня;
  • плохая успеваемость;
  • неадекватное поведение;
  • неусидчивость;
  • невнимательность;
  • повышенная утомляемость;
  • сопровождаемые заболевания: паралич, головная боль, тик, судороги.

Задержка умственного развития бывает:

  1. Врожденной (олигофрения) — дефект психики, имеющийся с момента рождения. Развитие ребенка с таким диагнозом никогда не достигнет нормального уровня, даже во взрослом возрасте. Данное нарушение является непрогредиентым процессом.
  2. Приобретенной (деменция) – снижение интеллектуального уровня относительно нормы, соответствующей определенному возрасту. Это прогредиентный процесс с постепенным течением.

Степень отсталости интеллекта у умственно отсталых детей оценивают психологическими тестами на определение коэффициента IQ. Тяжесть нарушений интеллекта может значительно различаться. Относительно психиатрической классификации выделяют 3 степени отсталости интеллекта:

Степень Насколько выражена Характеристика развития детей с данной степенью недостаточности Разновидности
Идиотия тяжелая
  • не способны осмыслить окружающий мир;
  • необучаемы;
  • функции речи сильно ограничены;
  • нарушены координация движений, моторика, поведение и эмоции;
  • все желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей;
  • поведение вялое и заторможенное;
  • двигательное беспокойство.
  • полные идиоты (лежачие, с полным отсутствием ощущений);
  • типичные идиоты (имеют основные инстинкты, речь не развита);
  • речевые идиоты (произносят некоторые слова, но познавательная речь отсутствует)
Имбецильность умеренная
  • способны понимать обращенную к ним речь, овладеть самыми простыми трудовыми навыками;
  • речь относительно развита;
  • внимание является неустойчивым;
  • поведение нарушено;
  • отсутствует понимание смысла своей работы;
  • практически не обучаемы.
Дебильность легкая
  • конкретное наглядно-образное мышление, наблюдательность, упрямство, неумение обманывать, довольно развитая фразовая речь;
  • бедный лексический запас;
  • плохая ориентация в пространстве;
  • бедная эмоционально-волевая сфера;
  • нарушения в письменной речи и мелкой моторике.
  • неосложненная;
  • осложненная нарушениями разных анализаторов;
  • осложненная нарушениями нейродинамики;
  • с выраженной лобной недостаточностью;
  • с психопатоподобными формами поведения

Причины отклонения

Задержку умственного развития могут спровоцировать все факторы, которые как-либо влияют на плод и его развитие в утробе, а также на развитие младенца. Сюда можно прибавить социальные причины, когда здоровые дети не получают внимание взрослых или получают его в виде агрессии.

Классификация основных причин умственной отсталости:

  • генетические — передача генных или хромосомных аномалий от родителей ребенку;
  • инфекционные болезни матери, повлиявшие на плод;
  • токсические и опьяняющие вещества, а также лекарства, которые повлияли на развитие нервной системы плода;
  • сильная недоношенность плода;
  • тяжелая форма дистрофии во время вынашивания ребенка, нарушения обменных процессов в органах и тканях;
  • облучение матери (частые рентгеноскопические исследования во время беременности);
  • травмы, физическое воздействие (физическое травмирование плода в момент беременности или родовые травмы, спровоцировавшие повреждение ЦНС);
  • неблагополучная окружающая среда.

Диагностические мероприятия

Изучение интеллекта осуществляется при помощи специальных тестов из психологии, позволяющих точно определить уровень интеллектуального развития. В Российской Федерации используют адаптированную версию теста Векслера.

Кроме того, применяют метод генетического консультирования для определения причины заболевания, отслеживания наследственного фактора и выяснения возможности случаев рождения детей с аналогичными патологиями в рассматриваемой семье.

Специальную диагностику осуществляют путем исследований амниоцентеза и анализа ворсин хориона. С ее помощью можно обнаружить генетические аномалии, патологии в спинном и головном мозге у плода. Данное обследование могут пройти все женщины в возрасте от 35 лет, так как именно этот возраст характеризуется наличием высокого риска рождения умственно отсталых детей.

Для определения патологий головного мозга проводят УЗИ. Кроме того, проверяется уровень альфа-фетопротеина в составе крови беременной.

Олигофрению, вызванную генетическими факторами, можно диагностировать внутриутробно при помощи скринингового обследования. Его проводят на раннем сроке беременности.

При диагностике рассматриваемой задержки развития большую роль играет возраст ребенка. У новорожденных ее главные признаки – это явные физические аномалии (искаженное строение черепа, слишком широкое или узкое пространство между глазами, постоянно открытый рот и прочее).

Определить недуг по реакции младенца на какие-либо раздражители можно только в случае ее существенного отличия от нормальной. Например, если дети совсем не плачут и редко подают звуки, у них отсутствует оживление при появлении родителей, которое должно появиться на третью неделю жизни, то они, скорее всего, отстают в развитии. Здесь уже возможна умеренная степень недостаточности.

Диагностировать тяжелую степень отсталости (имбецильность) несложно. Дети с умственной отсталостью такой степени сильно отличаются. Их движения угловаты и размашисты.

Проявляется это и в поведении, и в способности запоминать, и в речи. Умеренная степень также достаточно заметна. Легкая же степень отсталости определяется сложнее. Ее признаки могут быть размытыми.

В этом случае прибегают к определению уровня IQ.

Дифференциация умственной отсталости от других заболеваний психики

Трудности диагностики умственной отсталости у детей, будь она легкой, умеренной или тяжелой, могут возникнуть из-за схожих симптомов с другими психическими заболеваниями. По этой причине очень важно проводить дифференциальную диагностику.

Необходимо отличить рассматриваемое заболевание от ранней шизофрении. Дети с таким диагнозом имеют отставание в развитии, носящее фрагментарный характер, что отличает их от олигофренов.

Шизофреники обладают следующими признаками, которые несвойственны олигофренам:

  • извращенное фантазирование;
  • симптомы кататонии;
  • аутизм.

Еще один недуг, от которого следует дифференцировать олигофрению — детская деменция. Это приобретенная форма детского слабоумия.

Характеристика деменции:

  • разнообразие эмоций;
  • довольно развитая лексика;
  • склонности к абстрагированию.

Лечение и коррекция состояния

Невозможно однозначно ответить на вопросы, как лечить умственное недоразвитие и что делать для нормального развития умственно отсталого ребенка.

Проблема состоит в причинах задержки развития, которые либо являются необратимыми, либо заложены в самом генотипе организма, что не дает возможности влиять на недостаточность каким-либо методом лечения.

В любом случае следует уделить максимум внимания обучению умственно отсталых детей.

Основные медицинские рекомендации для родителей детей с умственной отсталостью:

  • Своевременно обращаться за медицинской помощью для диагностики причины и степени прогрессирования умственной неполноценности, а также назначения последующего лечения.
  • Регулярно проводить обучение и развивающие занятия с умственно отсталыми детьми (поведенческие отклонения можно скорректировать с психологом).
  • Не изолировать ребенка от сверстников и взрослых несмотря на все опасения и неприятности.
  • Рассматривать социальную адаптацию как основу обучения умственно отсталых детей и их воспитания. Только достигнув самостоятельности в быту, освоив основы речи и письма и овладев простыми профессиями, умственно отсталые дети во взрослой жизни смогут быть полноценными членами общества.
  • Не завышать планку результатов ребенка, так как из-за особенностей характера, повышенного чувства собственной неполноценности и переживания неудач возможно сведение на нет всех достигнутых результатов.
  • Не потакать лени детей с задержкой развития, останавливаясь на достигнутом якобы приемлемом результате. Обучение общению нельзя прекращать на звуках ребенка, которые научились понимать только его родители. Для социальной адаптации этого будет мало.

Источник: https://rosmedplus.ru/bolezni/nevrologiya/umstvennaya-otstalost-u-detej-simptomy.html

Легкая умственная отсталость у детей

Умственная отсталость у детей, симптомы и лечение

Умственная отсталость легкой степени у детей – врожденное или приобретенное в раннем детстве состояние задержки или недоразвития психики, центральным дефектом которого является снижение интеллектуальных функций.

Причины легкой умственной отсталости у детей

Причиной любой умственной отсталости является повреждение головного мозга. Самые грубые структурные дефекты проявляют себя в недоразвитии мозга.

Основные причины, обуславливающие развитие умственной отсталости у детей, можно объединить в основные группы:

  • Наследственность (генные и хромосомные заболевания). К этой группе относят: различные синдромы (например, Дауна, Тернера); формы, связанные с наследственным нарушением обменных процессов, неврологическими заболеваниями;
  • Воздействие вредных факторов во время внутриутробного развития: внутриутробные инфекции (например, краснуха, токсоплазмос и др.), интоксикации (прием алкоголя, токсических для плода веществ), гемолитическая болезнь плода и др.;
  • Факторы, воздействие которых имело место быть во время родов или в раннем возрасте (родовые травмы, кислородное голодание, травмы, инфекции);
  • Педагогическая запущенность, возникающая на фоне полноценных возможностей работы мозга, но при отсутствии полноценного воспитания и социализации;
  • Наличие сразу нескольких причин, смешанные состояния.

Алкоголизм беременной, по данным ряда авторов, является самой частой причиной легкой умственной отсталости у детей.

Умственная отсталость у детей младше 3 лет, симптомы и психологические особенности детей с умственной отсталостью

Диагноз умственной отсталости у детей может быть поставлен официально не раньше 7 лет. Однако важно понимать, что есть симптомы легкой умственной отсталости у детей, по которым можно заподозрить её наличие еще в раннем детстве, до 3 лет.

Умственная отсталость легкой степени у детей, признаки:

  • Ребенок отстает в моторном развитии: поздно начинает держать голову, садиться, вставать, ходить. У малыша может быть нарушен хватательный рефлекс, а в 1-1,5 года ребенок еще не держит предметы (игрушки, ложку и вилку);
  • Речь отсутствует или появляется с большим опозданием; ребенок имеет трудности в построении фразы, связной речи. В 2-3 года малыш плохо понимает обращенную к нему речь, не может выполнить элементарные инструкции;
  • Легкая умственная отсталость у детей характеризуется неуравновешенностью процессов нервного возбуждения и торможения; Выражается это в чрезмерной импульсивности, несдержанности, возбудимости, раздражительности или, наоборот, вялости и медлительности;
  • Ребенок не проявляет интереса к окружающему миру, кажется замкнутым в себе; Его эмоционально-волевая сфера «обеднена»;
  • Отсутствует сюжетная игра. Игры примитивны по содержанию, игрушки могут не интересовать ребенка или он использует их не по назначению.

Диагностика легкой умственной отсталости у детей

Диагнoз умственной отсталости основывается на установлении психического дефекта, главное место в котором занимает недоразвитие интеллектуальных и высших психических функций, а также отсутствии признаков прогрессирования недоразвития.

С целью определения степени выраженности психического дефекта и его ведущего звена используются специальные психологические методы оценки интеллекта.

Так же проводится нейропсихологическая диагностика, которая помогает не только определить уровень развития высших психических функций ребенка с умственной отсталостью, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности (те сильные стороны, на которые возможно будет опереться в коррекции и лечении умственной отсталости).

Легкую степень умственной отсталости необходимо разграничивать от диагнозов, обусловленных психическими заболеваниями (например, шизофренией) и выраженной педагогической запущенностью.

Особенности психического развития и мышления у детей с умственной отсталостью

Любой ребенок с умственной отсталостью отличается от другого с таким же диагнозом, в силу того, что каждый имеет свои особенности работы мозга, незрелость или дефицитарность его структур и отделов, а так же сохранных звеньев.

Л.С. Выготский считал, что первичным дефектом умственной отсталости выступает инертность, тугоподвижность основных нервных процессов, а так же слабость ориентировочной деятельности, лежащей в основе пониженной активности ребенка и отсутствии интереса к окружающему миру.

Вторичным дефектом является недоразвитие высших психических функций. В свою очередь, при попадании ребенка в условия неадекватной обучающей и воспитательной среды, возникают возможности для развития дефекта третичного уровня, а именно нарушений поведенческих и особенностей эмоционально-волевой сферы.

Кроме этого, можно выделить следующие особенности:

  • Большинство авторов доказывают, что познавательные расстройства у таких детей заключаются в трудностях формирования понятий и обобщений, затруднении абстрактного мышления;
  • Ребенок с умственной отсталостью плохо обучаем, ему с трудом дается восприятие любой новой информации;
  • По мере взросления ребенка ко всему вышесказанному присоединяется бедность кругозора, поверхностность мышления.

Лечение и коррекция детей с легкой умственной отсталостью. Особенности обучения детей с умственной отсталостью

Коррекция детей с легкой умственной отсталостью ведется исходя из ведущего дефекта (связанная с нарушением разных анализаторов, с лобной недостаточностью, с психопатоподобным поведением и др.) и по нескольким направлениям:

  1. Нейрокоррекционная помощь. Грамотно выстроенная программа, с учетом нейропсихологических особенностей ребенка, его сильных, «ресурсных» сторон может помочь в развитии:
  • моторных и координаторных навыков, мелкой моторики;
  • развитии устойчивых межполушарных связей, увеличении скорости обработки сенсорной информации;
  • зрительно-моторной координации, связи «рука-глаз», укреплении глазных мышц и прослеживающих движениях глаз (что важно, в частности, для формирования навыков письма и чтения);
  • расширении полей зрения, формировании пространственного восприятия, развитии функций мышления, что необходимо для усвоения математики, умения строить логико-грамматические конструкции, связной речи;
  • развитии саморегуляции, произвольности, внимания, снижении истощаемости;
  • формировании возможностей к «оттормаживанию» нежелательного поведения;
  • улучшении восприятия неречевых шумов, непосредственно речи, умении различать темпо-ритмические рисунки: то есть, слуховом восприятии;
  1. Специализированная программа обучения в саду и школе. Дети с легкой степенью умственной отсталости способны к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми навыками.
  2. Дополнительно может потребоваться помощь дефектолога (развитие социальных навыков, самообслуживания, мышления), логопеда, невролога.

Прогноз ребенка с легкой умственной отсталостью

Прогноз детей с легкой умственной отсталостью зависит от степени поражения или незрелости мозга, от вида ведущего дефекта.

https://www.youtube.com/watch?v=MVxjw1xARII

На сегодняшний день это нарушение считается неизлечимым. Тем ни менее, при умственной отсталости легкой степени возможна полная социальная адаптация, удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни. Многие дети с легкой умственной отсталостью заканчивают школы и училища, работают, строят семьи.

Самое важное родителям, столкнувшимся с данным нарушением у своего ребенка, понимать необходимость и своевременность коррекционной помощи; осознавать, что с помощью правильных, часто долгих, занятий со специалистами (нейропсихолог, дефектолог, логопед, невролог, специальные коррекционные сады и школы) многие отклонения могут быть успешно скорректированы.

Источник: http://cns-neiro.ru/articles/legkaya-umstvennaya-otstalost-u-detey/

Умственная отсталость у детей — симптомы и стадии

Умственная отсталость у детей, симптомы и лечение

Умственная отсталость, возникшая у детей, бывает приобретенной или врожденной. Заболевание проявляется задержкой развития психики.

Основным параметром, характеризующим психическую задержку при данной болезни, являются существенные нарушения интеллекта. Подобные нарушения чаще всего обуславливаются патологиями ЦНС и головного мозга.

Дефекты в общем развитии психики способны привести к социальной замкнутости. Симптомы наряду с признаками умственной отсталости у детей проявляются в таких областях, как интеллект, психомоторные и речевые функции, эмоциональные, а также волевые сферы.

  1. Врожденное заболевание принято считать психическим дефектом, который проявляется с момента появления на свет. Олигофрения (врожденная патология) проявляется невозможностью достижения нормального уровня интеллектуального развития даже среди взрослых людей.
  2. Деменция — приобретенное слабоумие, которое проявляется уменьшением уровня интеллектуального развития относительно нормы, установленной для конкретного возраста. Подобный процесс протекает постепенно с нарастанием симптомов.

Уровень интеллектуальной отсталости среди детей оценивается посредством стандартных психологических тестов, которые призваны определять коэффициент IQ.

Рассматриваемый недуг в детском возрасте также принято называть олигофренией, что переводится с древнегреческого языка как малоумие.

Олигофрения как термин впервые стала использоваться Э. Крепелином в его психиатрической практике.

Олигофренией и умственной отсталостью часто называют одно и то же заболевание, при этом первое является более узким понятием, поэтому его упоминают лишь при полном подтверждении известности причин возникновения.

Если причины неизвестны, используется термин «умственная недостаточность». Психиатрами олигофрены характеризуются в качестве специфических индивидов, которые не способны самостоятельно адаптироваться в социальной сфере.

Причины

На интеллектуальное развитие влияет наследственность, а также место проживания. Чаще всего не получается достоверно выяснить причины развития заболевания. Тем не менее, выявлено несколько негативно влияющих факторов, которые могут повлиять на умственное развитие детей.

Самыми распространенными из таковых являются:

  • злоупотребление алкогольной продукцией в период беременности;
  • употребление специфичных лекарственных препаратов;
  • неправильное питание либо его нехватка в период беременности;
  • нарушение функции эндокринных желез;
  • лучевое облучение;
  • вирусные инфекционные заболевания, которыми болела мать в период беременности;
  • генетические отклонения или наследственность;
  • рождение раньше срока;
  • травма ЦНС ребенка во время рождения;
  • детская гипоксия в процессе родов;
  • заболевание младенца тяжелой инфекционной болезнью.

Стоит уточнить, что не все, кто был подвержен описанным факторам, обречены на проявление умственной отсталости. Кроме того, более существенное значение имеет время воздействия фактора, а не его природа.

Классификация

По тяжести нарушений умственного развития детей болезнь существенно изменяется от случая к случаю.

Классической психиатрией патология классифицируется на три степени по мере усугубления: дебильность, имбецильность, идиотия. Международная классификация болезней выделяет 4 степени заболевания у детей.

Легкая дебильность

У пациента с легкой дебильностью и здоровым человеком практически нет отличий. Чаще всего возникают сложности в процессе обучения ввиду сниженной способности концентрировать внимание.

В то же время, такие люди обладают хорошей памятью. Чаще всего люди с данной степенью недуга более привязаны к близким, поскольку смена обстановки для них может быть пугающей. Не исключена замкнутость, поскольку пациенты плохо разбираются в эмоциях, что приводит к сложностям в процессе общения.

Бывают и противоположные случаи, когда они пытаются привлечь больше внимания своими поступками, чаще всего нелепыми. Почти все они понимают, что отличаются от здоровых людей и стараются скрыть болезнь.

Большинство людей с легкой дебильностью становятся полностью самостоятельными в уходе за собой, даже если развитие протекает намного медленнее нормы. Основные трудности встречаются на школьной скамье, когда приходится овладевать письмом и чтением. Легкая форма нивелируется при наличии хорошего образования, которое будет направлено на развитие навыков.

При легкой степени можно устроиться на работу, которая требует преимущественно физической деятельности.

Практика показала, что у детей, которые пережили сильную психологическую травму или были подвержены насилию, часто очень сложно различить умственную отсталость и социопедагогическую запущенность.

После изменения условий проживания на более качественные они чаще всего показывают хорошее интеллектуальное развитие, а их диагноз пересматривается.

Умеренная имбецильность

Умеренная форма недуга позволяет людям чувствовать привязанность, отличать наказание от похвалы, они могут обучиться простейшим умениям самообслуживания, в некоторых случаях возможно частичное обучение письму, чтению, а также элементарному счету.

Образовательная программа позволяет развить ограниченный потенциал и приобрести некоторые основные умения. Подобные программы разработаны в соответствие с медленным обучением и малым объемом усваиваемой информации.

Умеренная умственная отсталость в зрелости позволяет выполнять простейшую работу при четко поставленной задаче и квалифицированном сопровождении. Независимость возможна в редких случаях, однако, люди с такой формой патологии мобильны, имеют хорошую физическую активность.

Большая их часть разыскивает пути социального развития, заключающиеся в установлении контакта, общении с окружающими людьми и участии в простейших социальных занятиях.

Тяжелая имбецильность

Тяжелая имбецильность позволяет людям частично изучать речь и освоить простейшие умения самообслуживания. Больные обладают скудным словарным запасом, который чаще всего ограничен 10-20 словами. Практически все эти слова необходимы для оповещения о своих потребностях.

Мышление является бессистемным, конкретным, хаотическим. Явления либо предметы, не являющиеся знакомыми, часто не вызывают ответных реакций. Различаются лишь те предметы, которые были на протяжении долгого времени перед глазами. В редких случаях возможно овладение простейшим счетом предметов, попадающих в поле зрения или способностью группировать предметы, например элементы мебели.

Подобное развитие возможно только в том случае, если ребенок на протяжении длительного времени получал специальное обучение. Большинство пациентов имеют двигательные нарушения: замедленная походка, неуклюжесть, запоздания движений рук и ног.

Глубокая идиотия

Глубокая умственная отсталость характеризуется глубоким поражением головного мозга и нарушением внутренних органов. Речевая функция полностью нарушена.

Больной не способен понять, о чем ведется разговор, не отличает членов семьи от незнакомых. Отсталость заметна с детских лет. Ребенок поздно начинает самостоятельно держать голову и сидеть.

При ходьбе движения неуклюжи, отсутствует балансировка рук и ног. Дети с подобной формой заболевания малоподвижны.

Симптоматика

Умственная отсталость обладает следующими симптомами, которые могут усугубиться в зависимости от степени болезни:

  • снижение интеллектуального развития;
  • сложные функции мышления, такие как обобщение, установление причинно-следственных связей, недоразвиты;
  • общая системная недоразвитость речи, что проявляется поздней речью, задержкой в развитии фразовой речи, существенными трудностями при обучении письму и чтению;
  • нарушено внимание;
  • нарушено восприятие;
  • неспособность к критичному мышлению, недоразвитое или отсутствующее абстрактное мышление;
  • память имеет низкую продуктивность;
  • низкая активность к познанию;
  • нарушена эмоционально-волевая сфера.

Диагностика

Степень умственно отсталости чаще всего оценивают, используя стандартизированные тесты, которые определяют состояние больного. При этом необходимо учитывать, что IQ является одним из важных, но далеко не единственным критерием, указывающим на умственную отсталость.

https://www.youtube.com/watch?v=pZ6eassRgDk

Помимо IQ, врачу необходимо оценить бытовые умения больного, его психическое состояние, перенесенные ранее заболевания, а также уровень социальной адаптации.

Также необходимо понимать, что детьми, обладающими психической травмой, часто отображается более низкий уровень интеллектуального развития, нежели есть в действительности. Такое явление объясняется нестабильным эмоциональным состоянием, подавляющим другие психические функции.

Сама процедура тестирования и обследования является стрессовой, а это усугубляет выявление патологии. Прежде чем диагностировать недуг, с ребенком стоит провести психотерапевтическую работу, которая стабилизирует психологическое состояние.

Одним из немаловажных факторов, который нельзя упускать при работе с ребенком, обладающим умственной отсталостью, является гипердиагностика. Чаще всего это затрагивает детей, которые лишены родительской опеки и обладают опытом проживания в специальных учреждениях.

Специалисты в процессе работы с подобными детьми могут столкнуться со случаем, когда правильно выстроенная коррекционно-развивающая работа с ребенком показывает результаты уровня развития, превышающие установленные диагнозом.

Лечение

На данный момент есть множество лекарственный средств, направленных на лечение рассматриваемой патологии.

Подходящее медикаментозное лечение назначается лечащим врачом, который опираясь на причины заболевания, выписывает йодсодержащие препараты либо гормоны (в тех случаях, когда заболевание вызвано нарушением функции щитовидной железы). Иногда достаточно особой диеты, которая назначается педиатром.

  1. Медикаментозное лечение. Чтобы скорректировать умственную отсталость, врачу часто приходится применять ноотропы с целью улучшения процессов обмена веществ в тканях мозга. Актуально использование витаминов группы В и аминокислот, которые нужны для правильного функционирования головного мозга. Данные препараты можно приобрести без рецепта, но лучше принимать их по рекомендации специалиста.

    Бывает, что у пациента с умственной отсталостью возникают нарушения поведения, в таких случаях психиатр подбирает в качестве лекарственных препаратов нейролептики или транквилизаторы. Требуется четкое соблюдение дозировки лекарственных препаратов, которые были выписаны врачом, а в случае появления новых симптомов необходимо срочно посетить специалиста.

    Если больного лечат ноотропами, возможна повышенная возбудимость, сопровождаемая головными болями, что требует вмешательства лечащего врача, который, вероятнее всего, изменит препарат или его дозировку.

  2. Психотерапия и занятия с логопедом. Успешное лечение заболевания часто зависит от комплексного воздействия. Помимо медикаментозного лечения, стоит осуществлять индивидуальное обучение, заниматься с психологом и логопедом, что позволяет повысить шансы успешного внедрения больного в общество.
  3. Альтернативное лечение. Народная медицина обладает альтернативой ноотропным средствам — лекарственными растениями, которые производят активизацию нервной системы. К таким растениям относят женьшень, алое и лимонник китайский. Стоит также помнить, что использование стимуляторов при умственной отсталости провоцирует психоз и сильное нарушение поведения, поэтому прежде чем начать применять средства народной медицины, необходимо поговорить с врачом.

Социальная реабилитация

Процесс социальной реабилитации является очень важным элементом при лечении заболевания. Реабилитационная программа направляется на трудоустройство пациента с легкой степенью недуга. Существуют специальные заведения, где пациент обучается по школьному курсу, адаптированному под него. После ученик проходит освоение простой профессии.

Если лечение легкой степени было правильным и началось своевременно, существует большая вероятность получить хорошие результаты. Такие люди могут достичь полной самостоятельности, пройдя лечение, а также получить профессию и обзавестись семьей.

В случаях, когда люди с подобным заболеванием не получали необходимого воспитания, реабилитации и помощи врачей, они становятся асоциальными, чрезмерно употребляют алкоголь и могут даже представлять опасность для общества. При средних и тяжелых формах заболевания больному требуется медицинская и социальная помощь, а также обеспечение ухода и контроля состояния здоровья при необходимости.

Источник: https://prodepressiju.ru/narusheniya-intellekta/umstvennaya-otstalost-u-detej-simptomy.html

Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и особенности коррекции

Умственная отсталость у детей, симптомы и лечение

Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей.

Происходит полное изменение личностных качеств.

Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.

Признаки

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться.

Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде.

Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
  • настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
  • концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия.

Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Дебильность или легкая форма

При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типов:

  • неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
  • с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
  • осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
  • лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
  • психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.

Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.

Умеренная и тяжелая форма или имбецильность

При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.

Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.

Глубокая степень или идиотия

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Причины

Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.

Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.

Обучение и воспитание

Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам.

Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем.

Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству.

Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться.

Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Источник: https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/umstvennaya-otstalost-u-detej-prichinyi-simptomyi-i-osobennosti-korrekczii

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.