Сердечно-легочная реанимация у детей, ответы на распространенные вопросы

Содержание

Сердечно-легочная реанимация у детей: особенности и алгоритм действий

Сердечно-легочная реанимация у детей, ответы на распространенные вопросы

Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации у детей включает пять этапов. На первом выполняют подготовительные мероприятия, На втором – проверяют проходимость дыхательных путей. На третьем этапе выполняется искусственная вентиляция легких. Четвертый этап заключается в непрямом массаже сердца. Пятый – в правильной медикаментозной терапии.

Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации у детей: подготовка и ИВЛ

При подготовке к сердечно-легочной реанимации у детей проверяют наличие сознания, самостоятельного дыхания, пульса на сонной артерии. Также подготовительный этап включает выявление наличия травм шеи и черепа.

Следующий этап алгоритма сердечно-легочной реанимации у детей – проверка проходимости дыхательных путей.

Для этого ребенку открывают рот, очищают верхние дыхательные пути от инородных тел, слизи, рвотных масс, запрокидывают голову, приподнимают подбородок.

При подозрении на травму шейного отдела позвоночника перед началом помощи фиксируют шейный отдел позвоночника.

При проведении сердечно-легочной реанимации детям выполняют искусственную вентиляцию легких (ИВЛ).

У детей до года. Ртом обхватывают рот и нос ребенка и плотно прижимают губы к коже его лица. Медленно, в течение 1-1,5 секунд равномерно вдыхают воздух до видимого расширения грудной клетки. Особенность сердечно-легочной реанимации у детей в этом возрасте заключается в том, что дыхательный объем не должен быть больше объема щек.

У детей старше года. Ребенку зажимают нос, обхватывают губами его губы, одновременно запрокидывая ему голову и приподнимая подбородок. Медленно выдыхают воздух в рот больного.

При повреждении ротовой полости ИВЛ проводят методом «рот в нос».

Частота дыхания: до года: 40-36 в минуту, от 1 до 7 лет 36-24 в минуту, старше 8 лет 24-20 в минуту (нормальные частота дыхания и показатели АД в зависимости от возраста представлены в таблице).

Возрастные нормы частоты пульса, АД, частоты дыхательных движений у детей

Возраст Показатель
Частота пульса, в минуту АД (систолическое), мм рт. ст. Частота дыхательных движений, в минуту
Новорожденный 130-140 70/35 40-60
9-13 дней 120-130 70/40 40-45
1 месяц 120-130 75/40 40-45
2 месяца 120-130 75/40 40-45
3-5 месяцев 120-130 85/50 3540
6-11 месяцев 120-125 94/55 30-35
1 год 120-125 96/58 30-35
2 года 110-115 96/58 25-30
3 года 105-110 96/58 25-30
4 года 100-105 96/58 25
5 года 98-100 98/60 25
6 лет 90-95 98/60 25
7 лет 85-90 100/65 24
8 лет 80-85 100/65 22-24
9-10 лет 78-80 105/70 20-22
11-12 лет 75-82 110/70 18-20
13-14 лет 72-80 120/70 16-18

Сердечно-легочная реанимация у детей: массаж сердца и введение медикаментов

Далее, следуя правильному алгоритму действий при сердечно-легочной реанимации у детей, выполняется наружный (непрямой) массаж сердца.

Ребенка укладывают на спину. Детям до 1 года надавливают на грудину 1—2 пальцами. Большие пальцы рук располагают на передней поверхности грудной клетки малыша так, чтобы их концы сходились на точке, расположенной на 1 см ниже линии, мысленно проведенной через левый сосок. Остальные пальцы должны находиться под спиной ребенка.

Детям старше 1 года массаж сердца проводят основанием одной кисти или обеими кистями (в более старшем возрасте), стоя сбоку.

Подкожные, внутрикожные и внутримышечные инъекции малышам делают так же, как и взрослым. Но этот путь введения медикаментов не очень эффективен — действовать они начинают минут через 10-20, а такого времени иногда просто нет.

Дело в том, что любое заболевание у детей развивается молниеносно. Самое простое и безопасное — поставить больному крохе микроклизму; лекарственное средство разводят теплым (37-40 °С) 0,9%-ным раствором натрия хлорида (3,0-5,0 мл) с добавлением 70% этилового спирта (0,5-1,0 мл).

Через прямую кишку вводят 1,0-10,0 мл препарата.

Особенности проведения сердечно-легочной реанимации у детей заключаются в дозировке используемых лекарственных препаратов.

Адреналин (эпинефрин): 0,1 мл/кг или 0,01 мг/кг. 1,0 мл препарата разводят в 10,0 мл 0,9%-ного раствора натрия хлорида; в 1 мл этого раствора содержится 0,1 мг препарата. При невозможности сделать быстрый расчет по весу больного адреналин применяют по 1 мл на год жизни в разведении (0,1% — 0,1 мл/год чистого адреналина).

Атропин: 0,01 мг/кг (0,1 мл/кг). 1,0мл 0,1%-ного атропина разводят в 10,0 мл 0,9%-ного раствора натрия хлорида, при этом разведении можно вводить препарат по 1 мл на год жизни. Введение можно повторять каждые 3-5 минуты до достижения общей дозы 0,04 мг/кг.

Лидокаин: 10%-ный раствор— 1 мг/кг.

Натрия гидрокарбонат: 4% -ный раствор — 2 мл/кг.

Раствор натрия хлорида: 0,9%-ный раствор — 20 мл/кг.

Статья прочитана 17 157 раз(a).

Открытые раны и закрытые повреждения мягких тканей – травмы, от которых не застрахованы ни взрослые, ни дети, но в детском возрасте риск получить ушиб, вывих, растяжение …

Чаще всего симптомы отека гортани связывают с аллергическими причинами и лечение, зачастую назначают для устранения аллергических реакций. Между тем, возникать это …

Аллергические заболевания нередко являются причиной скоропостижной смерти и относятся к разряду одних из самых опасных. Одна из таких болезней – отек Квинке, этиологию, …

При классификации судорожного синдрома у детей учитывается этиология и патогенез состояния. Судороги у ребенка могут быть фебрильными менингеальными, аффективно-респираторными …

Вне зависимости от способа попадания ядовитых веществ в организм при остром отравлении необходимо незамедлительное оказание медицинской помощи. Интенсивная терапия …

В числе прочих неотложных состояний в акушерстве выделяют отслойку плаценты, осложненный токсикоз, эклампсию, эклампсический приступ и другие патологии, любая из которых …

В последней редакции МКБ все виды ожогов по степеням кодируются под индексами с Т20 по Т32. При классификации ожогов в современных медсправочниках учитываются глубина …

Из всех типов утопления чаще всего диагностируется истинное, которое связано с непосредственным проникновением воды в дыхательные пути. Есть и другие виды утопления, …

Переохлаждение и перегревание организма квалифицируются как неотложные состояния, спровоцированные негативным воздействием температурных факторов. В зависимости …

Если у детей развивается лихорадка, особых признаков для беспокойства нет: организм самостоятельно пытается бороться с патогенами, повышая свою температуру. Но в том …

Все виды кровотечений, кодирующиеся в МКБ-10 как R58, подразделяют на наружные и внутренние. При классификации этого состояния учитываются сроки, за которые кровь истекает …

В числе неотложных состояний сердечно-сосудистой системы, требующих экстренной помощи, выделяют тяжелые патологии органов, отвечающих за обеспечение циркуляции крови. …

Само словосочетание «неотложное состояние» четко и недвузначно характеризует реальное положение дел – это состояние, оказание помощи при котором не терпит даже малейших …

В числе неотложных состояний у детей, требующих экстренной помощи, отдельно выделяют патологические кризы верхних дыхательных путей. В частности, речь идет о дыхательной …

Вне зависимости от вида комы неотложная медицина предписывает сходный алгоритм действий. Оказывая помощь, необходимо учитывать степень выраженности патонарушений …

Организация работы скорой медицинской помощи в России и требования, которые обязаны соблюдать сотрудники выездных бригад, прописаны в соответствующем приказе Минздрава …

При любых видах химических ожогов кожи пострадавшим необходимо оказать доврачебную помощь. При доставке в медучреждение такие пациенты обязательно получают противостолбнячную …

Термин «рана» медики применяют в том случае, если в результате травмы, вызванной механическим воздействием, нарушается целостность покровов, тканей или органов. Классификация …

Источник: https://med-pomosh.com/?p=6002

Сердечно-легочная реанимация

Сердечно-легочная реанимация у детей, ответы на распространенные вопросы

  • Основные понятия
  • Признаки клинической смерти
  • Этапы СЛР
  • Дополнение

В настоящее время часто можно услышать из СМИ, что люди умирают «на ровном месте», так называемая внезапная смерть. На самом деле, с внезапной смертью может столкнуться любой человек в любое время и в любом месте. И чтобы суметь спасти умирающего, необходимо владеть некоторыми базовыми навыками, к которым относится СЛР.

Сердечно-легочная реанимация (СЛР) – это комплекс неотложных мероприятий, которые выполняются для выведения из клинической смерти (для оживления человека).

Клиническая смерть – это обратимое состояние, при котором происходит полная остановка дыхания и кровообращения. Обратимость этого состояния колеблется от 3 до 7 минут (именно столько времени может прожить наш мозг без кислорода). Все зависит от температуры окружающей среды (в холоде выживаемость увеличивается) и исходного состояния пациента.

Важно, чтобы реанимационные мероприятия были начаты сразу, после диагностики клинической смерти. Иначе кора головной мозг погибнет и тогда, даже если получится возобновить сердечную деятельность, человека, как личность, мы потеряем.

Человек превратиться в овощ, который сам больше не сможет регулировать никакие процессы жизнедеятельности.

Будет существовать лишь его тело, которое сможет дышать только при помощи аппарата, питаться исключительно посредством специальных систем.

Признаки клинической смерти

Стать реаниматором может любой дееспособный человек, столкнувшийся с клинической смертью. К признакам клинической смерти относятся:

  • Потеря сознания и полное расслабление человека (нет тонуса мышц, не вызываются рефлексы);
  • Широкие зрачки, которые не реагируют на свет (если посветить фонариком в глаз живому человеку, зрачок моментально сузится, чего не будет при клинической смерти человека);
  • Кожные покровы приобретут землистый оттенок (пепельно-серый цвет), или же будут бледными с синюшным оттенком;
  • Отсутствие пульса на сонных артериях. Для этого необходимо прощупать пульс с двух сторон шеи; Прощупывание пульса на сонных артериях. Вначале необходимо найти пальцами щитовидный хрящ (у мужчин кадык), а затем продвинуть пальцы на пару см. в сторону.
  • Остановка дыхания (не будет подниматься грудная клетка, не будет слышан выдох).

Этапы СЛР

Если вы увидели данные признаки, то должны немедленно приступить к реанимации.

  1. Этап.

    Необходимо уложить пострадавшего на ровную горизонтальную поверхность;

  2. Этап.

    По возможности нужно поднять ноги умирающему (положить их на стул или другой доступный предмет);
    Мероприятия, улучшающие кровоснабжение головного мозга

  3. Этап.

    Освободить грудную клетку от одежды, расстегнуть ремень и другие, стягивающие грудной и брюшной отдел, элементы одежды;

  4. Этап.

    Необходимо определить область, где будет проводиться непрямой массаж сердца.
    Расположение мечевидного отростка Давить на грудную клетку нужно на 3-5 см. выше мечевидного отростка и строго по средней линии (т.е. на грудину). У мужчин эту область можно определить, проведя линию по соскам.

    Там где эта линия пересечет грудину и будет нужная точка. Место расположения ладони при СЛР Ладонь одной руки необходимо положить на тыл другой руки (создать замок) и выпрямить руки в локтях; Расположение рук при СЛР Слева – область нижней руки, которая должна давить на грудную клетку.

    Справа – область груди, куда необходимо давить при СЛР.

  5. Этап.

    Непосредственный массаж сердца. Не сгибая руки в локтях, надавливают на грудину в установленном месте с такой силой, чтобы она прогнулась на 5-6 см. (это довольно хорошо ощущается), после чего дают возможность грудине полностью расправиться (т.е. вернуться в изначальное положение).

    Давим мы не руками, а всем туловищем.
    Прямые руки при надавливании на грудину Толчки должны быть ритмичные и достаточно резкие. Причем для эффективного массажа частота нажатий на грудную клетку должна быть не меньше 100 в минуту (стремиться необходимо к 120). Т.е. за секунду вы должны сделать 1.5-2 нажатия.

    Сразу таких нажатий должно быть 30.

  6. Этап.

    После 30 нажатий необходимо перейти к искусственной вентиляции легких (вдуванию воздуха из своего рта в рот или нос потерпевшему). Для этого необходимо:

    • Запрокинуть голову человеку. Одной рукой вы беретесь за лоб, другую кладете под шею и разгибаете голову. Но здесь будьте осторожны. Запрокидывание головы человеку без сознания Если у человека имеется перелом шейного отдела позвоночника, вы только усугубите ситуацию (настороженность на счет наличия перелома должна быть, если этот человек упал с высоты на верхнюю часть туловища; ударился головой о дно при нырянии; попал в ДТП). Если вы подозреваете прелом, то запрокидывать голову нельзя. Переходите к следующему этапу;
    • Выдвинуть нижнюю челюсть вперед (т.е. вверх по отношению к лежащему человеку). Пальцы рук кладутся на углы нижней челюсти и надавливают на них так, чтобы выдвинуть челюсть (нижние зубы должны стать впереди верхних, т.е. выше верхних по отношению к лежащему человеку); Выдвижение нижней челюсти вперед
    • Открыть рот пострадавшему. Если во рту вы обнаружите рвотные массы, или другие инородные предметы, необходимо их оттуда извлечь. Поверните голову на бок и любым куском материи очистите ротовую полость. После этого повторите предыдущие пункты 6 этапа и откройте рот пострадавшему.

После необходимо перейти к непосредственному вдуванию воздуха. Чтобы защитить себя, вдувайте воздух через ткань (платок или салфетку). Чтобы весь ваш воздух попал в дыхательные пути пострадавшего, вы должны плотно прижать свои губы к его рту (откройте свой рот широко, охватите его губы, чтобы его рот, оказался в вашем) и зажать ему нос. Плотное прижатие губ ко рту пострадавшего

Перед этим вдохните воздух в свои легкие, но не очень глубоко. Выдох должен быть резким. Не стоит выдыхать весь свой воздух из легких (выдох должен включать около 80 % вашего воздуха в легких).Таких выдохов необходимо сделать два. После чего опять приступить к массажу сердца. ИВЛ рот в рот

  1. Этап.

    Таким образом, вы осуществляете циклы сердечно-легочной реанимации, состоящие из 30 нажатий на грудную клетку и 2 вдохов изо рта в рот. (30:2). После 3-5 таких циклов необходимо заново оценить пульс и дыхание пострадавшего.

    Если вы почувствуете биение сонной артерии, увидите самостоятельные вдохи человека, безусловно, реанимацию стоит прекратить.

    Если же сердечная деятельность не возобновилась, продолжайте сердечно-легочную реанимацию, пока к вам не прибудет помощь.

Дополнение

Если рядом с вами никого нет, то в процессе подготовки к СЛР постарайтесь позвать на помощь. Если никто не откликнется, начните реанимировать пациента и в перерыве между циклами (т.е. через 3-5 цикла) вызовите скорую помощь.

P.S. Если вы сомневаетесь в правильности своих действий, сразу же набирайте номер скорой помощи и включайте громкую связь. Таким образом, вам смогут дать нужные указания и ваши руки будут свободны, чтобы выполнять эти указания.

Если вам никто не может помочь и у вас нет возможности вызвать скорую помощь, продолжайте СЛР сколько сможете. Но когда вы почувствуете полное истощение, закружится голова, потемнеет в глазах, немедленно прекращайте все ваши действия. Иначе вы рискуете лечь рядом с умирающим, и тогда найдут уже не один труп, а два.

Если рядом с вами есть люди, то постарайтесь их организовать для спасения человека. Необходимо быстро распределить роли: один звонит в скорую, другой держит к верху ноги пострадавшего (желательно, но если нет такой возможности, то ноги не трогают), третий делает массаж сердца, четвертый искусственную вентиляцию легких.

В том случае, когда есть два реаниматора, то один сразу же осуществляет 30 нажатий на грудную клетку, после чего останавливается и второй реаниматор вдувает воздух в пострадавшего, затем первый снова начинает массаж сердца. После нескольких циклов реаниматорам стоит поменяться местами, дабы быстро не истощиться.

В случае если вы подозреваете или знаете о наличии у пострадавшего заболевания, передающиеся воздушно-капельным или алиментарным путем (напр. туберкулез в активной фазе) или же это явно асоциальный человек, можете ограничиться лишь массажем сердца без вдувания воздуха.

Чем больше людей будут владеть базовыми знаниями об оживлении человеческого организма, тем большее количество пострадавших можно будет спасти.

Источник: https://medsila.com/pervaja-pomosh/serdechno-legochnaja-reanimacija

Первичная сердечно-легочная реанимация у детей | Интернет-издание

Сердечно-легочная реанимация у детей, ответы на распространенные вопросы

Актуальность темы. Кардиопульмональная синкопа (КПС)— внезапная и непредвиденная остановка эффективного дыхания или кровообращения или вместе и того и другого.

Остановка дыхания и кровообращения наиболее часто имеет место у детей первых двух лет жизни, а среди них у детей первых пяти месяцев жизни. У детей КПС носит полиэтиологический характер.

Наиболее частыми причинами КПС являются синдром внезапной смерти младенцев, автодорожная травма, утопление, обструкция верхних дыхательных путей, заболевания органов дыхания, врожденные пороки развития, сепсис, дегидратация.

Общая цель. Усовершенствовать знание и умение по вопросам диагностики и оказания неотложной помощи при кардиопульмональной синкопе.

Конкретная цель. На основании жалоб, анамнеза заболевания, данных объективного обследования определить основные признаки неотложного состояния, провести дифференциальную диагностику, оказать необходимую помощь.

Теоретические вопросы

1. Этиология и патофизиология кардиопульмональной синкопы.

2. Клинические признаки кардиопульмональной синкопы.

3. Тактика проведения сердечно-легочной реанимации.

4. Последующие мероприятия по поддержке жизни.

Ориентировочная основадеятельности

Во время подготовки к занятию необходимо ознакомиться с основными теоретическими вопросами посредством граф-логической структуры темы, алгоритмов лечения (рис.1,2), источников литературы.

Основные клинические признаки кардиопульмональной синкопы:

— отсутствие дыхания, сердцебиения и сознания;

— исчезновение пульса на сонной и других артериях;

— бледный или серо-землистый цветкожи;

— расширение зрачков, отсутствие реакции на свет;

— тотальная гипотония, арефлексия.

Неотложная терапия

1. Немедленно начать реанимационные мероприятия.

2. 3афиксировать время появления признаков клинической смерти и начала реанимационных мероприятий.

3. Подать сигнал тревоги, позвать помощников и реанимационную бригаду.

Порядок реанимационных мероприятий

А (Airways)— восстановление проходимости дыхательных путей

1. Положить больного спиной на твердую поверхность (стол, пол, асфальт).

2. Механически очистить ротовую полость и глотку от слизи, рвотных масс.

3. Слегка запрокинуть голову, выпрямить дыхательные пути (противопоказано при травме шейного отдела позвоночника), под шею положить мягкий валик.

4. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх для предупреждения западания языка и облегчения доступа воздуха.

В (Вrеаth)— восстановление дыхания

1. Начать искусственную вентиляцию легких экспираторными методами изо рта в рот у детей старше 1 года или изо рта в рот и нос у детей до 1 года.

2. Лицо больного покрыть носовым платком или марлевой салфеткой.

При дыхании изо рта в рот и нос реаниматор левой рукой подтягивает голову больного, а затем после предварительного глубокого вдоха плотно охватывает губами нос и рот ребенка и вдувает воздух. Как только грудная клетка приподнимется, вдувание воздуха прекращают, дают возможность больному пассивно выдох–нуть.

Процедуру повторяют с частотой, равной возрастной частоте дыхания больного: у детей первых лет жизни— 20 за 1 мин, у подростков— 15 за 1 мин. При дыхании изо рта в рот реаниматор охватывает губами рот больного, а нос зажимает правой рукой.

При обоих способах искусственного дыхания имеется опасность попадания воздуха в желудок, его раздутия, регургитации желудочного содержания в ротоглотку и аспирации. Использование желудочного зонда позволяет это предотвратить.

С (Сіrculation)— восстановление крово–обращения

После 3–4 инсуфляций воздуха при отсутствии пульса на сонной артерии необходимо начать непрямой массаж сердца.

Реаниматор выбирает соответствующее возрасту ребенка положение рук и осуществляет ритмичные надавливания грудной клетки с возрастной частотой пульса больного (табл. 1). Сила давления должна соответствовать упругости грудной клетки. Массаж сердца проводят до восстановления пульса на периферических артериях.

Осложнения непрямого массажа сердца: переломы ребер и грудины, пневмоторакс, разрыв печени, регургитация желудочного содержимого и аспирация.

На каждые две инсуфляции воздуха необходимо делать 15 нажатий грудной клетки. Когда обе процедуры выполняет один реаниматор, то можно делать 2 вдувания подряд, а затем 30 нажатий грудной клетки.

Состояние ребенка повторно необходимо оценить через 1 мин с начала реанимации, а затем каждые 2–3мин.

Критерии эффективности ИВЛ и непрямого массажа сердца:

— оценка движений грудной клетки: глубина дыхания, равномерное участие грудной клетки в дыхании;

— проверка передачи массирующих движений грудной клетки по пульсу на сонных и лучевых артериях;

— повышение АД до 50–70 мм рт.ст.;

— уменьшение степени цианоза кожи и слизистых оболочек;

— сужение ранее расширенных зрачков и появление реакции на свет;

— возобновление самостоятельных вдохов и сердечных сокращений.

Последующие мероприятия по поддержанию жизни

1. Если сердцебиение не восстанавливается, не прекращая проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца, обеспечить доступ к периферической вене и ввести в/в:

— 0,1% раствор адреналина 0,01 мл/кг (0,01 мг/кг)1;

— 0,1% раствор атропина сульфата 0,01–0,02 мл/кг (0,01–0,02 мг/кг).

При необходимости повторно ввести в/в эти препараты через 5 мин.

2. Оксигенотерапия 100% кислородом через лицевую маску или носовой катетер.

3. При фибрилляции желудочков— дефибрилляция.

4. При наличии метаболического ацидоза в/в ввести 4% раствор гидрокарбоната натрия 2 мл/кг (1ммоль/кг).

5. При наличии гиперкалиемии, гипокальциемии или передозировке кальциевых блокаторов показано введение 10% раствора кальция глюконата 0,2 мл/кг (20 мг/кг).

Внутрисердечное введение препаратов в настоящее время не практикуется.

Литература

Основная 1. Бережной В.В., Марушко Т.В. Риск внезапной смерти у детей и подростков // Таврический медико-биологический вестник.— 2009.— Т. 12, №2(46).— С. 93-99. 2. Наказ МОЗ України № 437 від 31.08.04. Про затвердження клінічних протоколів надання медичної допомоги при невідкладних станах у дітей на шпитальному і дошпитальному етапах. 3. Гордеев В.И.

, Александрович Ю.С., Лапис Г.А., ИроносовВ.Е. Неотложная педиатрия догоспитального этапа.— СПб.: Издание ГПМА, 2003.— С. 172-221. 4. Нагорная Н.В., Пшеничная Е.В., Четверик Н.А. Внезапная сердечная смерть у детей. Стратификация риска с позиции доказательной медицины// Таврический медико-биологический вестник.— 2009.—Т. 12, №2(46).— С. 28-35. 5. Волосовець О.П., Марушко Ю.В., ТяжкаО.В.

та ін. Невідкладні стани в педіатрії: Навч. посіб. / За ред. О.П. Волосовця та Ю.В. Марушко.— Х.: Прапор, 2008.— 200с. 6. Снисарь В.И., Сыроватко Я.А. Особенности сердечно-легочной реанимации у детей// Здоров’я України.— 2005.— №13–14.— С. 27. 7. Учайкин В.Ф., Молочный В.П. Неотложные состояния в педиатрии: Практическое руководство.— М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.— 256 с.

Дополнительная

1. Волосовець О.П., Савво М.В., Кривопустов С.П. та ін. Вибрані питання дитячої кардіоревматології / За ред. О.П.Волосовця, М.В. Савво, С.П. Кривопустова.— Київ; Харків.— 2006.— 246 с. 2. Селбст С.М., Кронэн К. Секреты неотложной педиатрии: Пер. с англ./ Под общей ред. проф. Н.П. Шабалова.— М.: МЕДпресс-информ, 2006.—480 с.

3. Standards and Guidelines for Cardiopulmonary Resuscitation (CPR) and Emergensy Cardiac Care (ECC) // JAMA. – 1992. – 268(16). – С. 2171-3203.

Источник: http://www.mif-ua.com/education/symposium/pervichnaya-serdechno-legochnaya-reanimaciya-u-detej

Портал педагога |

Сердечно-легочная реанимация у детей, ответы на распространенные вопросы

Козлова Марина Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МЗ РО ГБПОУ РО “Ростовский базовый медицинский колледж”
Населённый пункт: город Азов, Ростовская область
Наименование материала: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Тема: “Сердечно – легочная реанимация”
18.09.2017
Раздел: среднее профессиональное

Министерство здравоохранения Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Ростовский базовый медицинский колледж»

ПМ.07 « Выполнение работ по одной или нескольким

профессиям рабочих, должностям служащих

( Выполнение работ по профессии младшая

медицинская сестра по уходу за больными)»

для специальности 31.02.01

«Лечебное дело»

МДК.07.02. «Технология оказания медицинских услуг»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС

ПО ТЕМЕ:

«Сердечно – легочная

реанимация»

г. Ростов-на-Дону

2017г.

Мотивация

Реаниматология

это

наука

о

закономерностях

угасания

основных функций организма, их немедленном восстановлении и

длительном

и

активном

поддержании

с

помощью

специальных

приемов, методов и средств.

Реанимация

«оживление»,

«возвращение

к

жизни».

Основная ее задача – поддержание жизни человека. Компоненты

современной

реаниматологии

восстановление

сердечной

деятельности

и

дыхания

после

их

полной

остановки,

а

затем

продолженная

интенсивная

терапия

опасных

для

жизни

расстройств.

Асфиктические состояния или обструкция дыхательных путей

связаны с попаданием инородных тел в трахеобронхиальное дерево

пострадавшего. Различают полную и частичную обструкции. При

частичной обструкции эффективным методом удаления инородных

тел является прием Хеймлиха – выталкивание инородного тела

серией

толчков.

При

полной

обструкции

дыхательных

путей

требуется весь комплекс реанимационных мероприятий. А так – как

клетки головного мозга погибают от гипоксии в течение 6 – 10

минут, то успешность реанимационных мероприятий зависит от

быстроты

и

точности

выполнения!

Овладеть

навыками

реанимационного пособия должен каждый медицинский работник!

ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Освоение профессиональных компетенций (ПК):

ПК 7.2 Соблюдать принципы профессиональной этики .

ПК 7.6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих

полномочий.

ПК 7.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 7.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов

и персонала.

ЗНАНИЯ

1. Причины и признаки обструкции дыхательных путей(полной и

частичной).

2. Признаки клинической и биологической смерти.

3. Причины и признаки остановки сердца.

4. Методы устранения обструкции дыхательных путей( приемы

Хеймлиха).

5. Этапы сердечно – легочной реанимации.

6. Критерии эффективности проводимых реанимационных

мероприятий и возможные осложнения сердечно – легочной

реанимации.

УМЕНИЯ

УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ



1. Определение наличия обструкции дыхательных путей.

2. Оказание первой помощи при обструкции дыхательных путей

инородным телом пострадавшему ( приемы Хеймлиха).

3. Оказание самопомощи при обструкции дыхательных путей.

4. Провести сердечно – легочную реанимацию взрослому.

План практического занятия № 26

Тема занятия : « Сердечно – легочная реанимация» (1)

Методы обучения:

репродуктивный,

индуктивный,

алгоритмический,

наглядный,

частично – поисковый.

Тип занятия: формирование умений

Вид занятия: практическое занятие

Освоение общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и

способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый

контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести

ответственность за результаты работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного

выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,

потребителями.

ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и

техники безопасности.

Освоение профессиональных компетенций:

ПК 7.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 7.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 7.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 7.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и

персонала.

Цели занятия:

Учебные:

– закрепить знания по теме «Cердечно – легочная реанимация»;

– научить студентов определять наличие обструкции дыхательных путей;

– обучить студентов оказанию первой помощи при обструкции дыхательных

путей инородным телом пострадавшему в сознании, без сознания, с

избыточной массой тела, беременным;

– обучить окружающих приемам самопомощи при обструкции дыхательных

путей;

– научить студентов оказанию помощи при обструкции дыхательных путей у

ребенка и младенца инородным телом в сознании и без сознания;

– формировать ПК 7.2, ПК 7.6, ПК 7.7, ПК 7.8.

Развивающие:

развивать:

коммуникативные умения;

– умение работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами;

– логическое и клиническое мышление.

Воспитательные:

воспитывать:

– чувство коллективизма, культуру общения, сопереживания;

– чувство ответственности при работе в коллективе;

– чувство ответственности и уважения к правам пациента;

– формировать ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5,ОК 6, ОК 8.

Внутрипредметные связи:

основы биомедицинской этики – уважение прав пациента и соблюдение

основных принципов биоэтики;

профилактика внутрибольничной инфекции – соблюдение правил

инфекционной безопасности;

дезинфекция – дезинфекция изделий медицинского назначения,

утилизация изделий однократного применения;

– биомеханика тела пациента и сестры – применение правил

биомеханики тела при перемещении и транспортировке;

обучение в сестринском деле – обучение пациента или родственников

элементам ухода.

Интегративные связи:

основы

латинского

языка

и

медицинской

терминологии:

использование медицинской терминологии;

основы

микробиологии

и

иммуноогии:

обеспечение

инфекционной

безопасности пациента и персонала.

психология

профессиональное общение, оказание психологической

поддержки;

анатомия и физиология

человека:

расположение

органов

и

систем

органов, функции сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

Обеспечение занятия:

– мультимедийная презентация,

– учебный фильм «Последовательность мероприятий при восстановлении

проходимости ВДП», тренажер.

учебно-программная документация – ФГОС СПО, рабочая программа,

тематический план;

методические материалы – практическое пособие для медицинских

работников среднего звена; ФЗ №323 от 21.11.2011 г. «Об охране здоровья

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=23573

Как делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

Сердечно-легочная реанимация у детей, ответы на распространенные вопросы

Перед тем как оказывать первую помощь, осмотрите место происшествия. Если что-то угрожает вашей безопасности, например оголённые провода или пожар, не подходите к пострадавшему. Вызовите спасателей по номеру 112 или устраните проблему сами, скажем, уберите битое стекло.

По возможности наденьте одноразовые перчатки и очки — это защитит вас от контакта с кровью и слюной.

Проверьте, в сознании ли пострадавший

Подойдите и громко окликните человека. Если он не отвечает, потрясите за плечи. Если никакой реакции нет, значит, человек без сознания: переходите к следующему шагу.

В случае когда он хоть как-нибудь отреагировал, оставьте его в том же положении. Спросите, что случилось и осмотрите с головы до ног. При необходимости окажите помощь и вызовите скорую.

Освободите дыхательные пути

Переверните пострадавшего на спину. Запрокиньте его голову назад, для чего разогните шею и поднимите подбородок. Это поможет освободить горло от запавшего языка.

Откройте пострадавшему рот и осмотрите. Если там что-либо есть, уберите это. Любой посторонний предмет мешает дышать.

Проверьте дыхание

Наклонитесь к открытому рту пострадавшего щекой. В течение 10 секунд внимательно слушайте дыхание, ощущайте кожей поток воздуха и наблюдайте, как двигается грудная клетка. За это время человек должен сделать не менее двух вдохов. Если он не дышит, переходите к следующему шагу.

Если человек дышит редко (меньше двух раз за 10 секунд), шумно или едва слышно — считайте, что дыхания нет и готовьтесь проводить реанимацию.

Не проверяйте дыхание с помощью зеркальца или пёрышка. Такие методы ненадёжны и забирают много времени. Не пытайтесь проверить пульс: чтобы всё сделать верно, нужна практика.

Вызовите скорую помощь

Позвоните по номеру 103. Чтобы не тратить время, попросите кого-нибудь помочь вам. Включите громкую связь, чтобы одновременно слушать подсказки диспетчера и проводить реанимацию.

Сделайте 30 нажатий на грудную клетку

Эта методика подходит для взрослых и подростков, которые выглядят старше 14 лет. О том, как делать реанимацию маленьким детям, читайте ниже.

Положите пострадавшего на спину на твёрдой поверхности и встаньте на колени сбоку от него. Освободите грудную клетку от одежды. Очень важно правильно найти место для непрямого массажа сердца: от этого во многом зависит эффективность реанимации.

Расположите основание ладони чуть ниже центра грудины (кость, к которой прикреплены рёбра). Сверху положите вторую ладонь и соедините пальцы в замок. Выпрямите локти и держите плечи прямо над руками.

Нажимайте на грудину всем своим весом, продавливая её на 5–6 см со скоростью 100–120 нажатий в минуту (примерно два раза в секунду). Прежде чем делать очередное нажатие, не отрывайте руки и дождитесь, пока грудь распрямится.

Сделайте два искусственных вдоха

Плёнка-клапан для проведения искусственного дыхания

Искусственное дыхание может быть опасным, если проводить его незнакомому человеку. Если вы не умеете делать это или боитесь чем-то заразиться, ограничьтесь только непрямым массажем сердца. Для личной защиты можно использовать плёнку-клапан для сердечно-лёгочной реанимации.

После 30 нажатий вновь запрокиньте голову потерпевшему, чтобы освободить дыхательные пути. Зажмите нос пальцами, откройте рот и плотно охватите последний своими губами.

Сделайте равномерный вдох пострадавшему в течение 1 секунды. Наблюдайте за грудной клеткой: она должна подняться. Если движения нет, ещё раз запрокиньте голову назад и сделайте второй вдох.

На всё это должно уйти не более 10 секунд.

Продолжайте реанимацию

Чередуйте массаж сердца и искусственное дыхание в соотношении 30 нажатий и 2 вдоха. Прекращать реанимацию можно в трёх случаях:

  1. Приехала скорая помощь.
  2. Пострадавший начал дышать или очнулся.
  3. Вы физически истощились.

По возможности найдите себе помощника и чередуйтесь с ним, чтобы меньше уставать.

Переверните пострадавшего на бок

Если человек без сознания, но дышит, то его нужно перевернуть на бок, чтобы он не задохнулся языком или рвотными массами.

Как проводить сердечно-лёгочную реанимацию детям

Проверять признаки жизни у детей нужно так же, как и у взрослых. Если ребёнок без сознания и не дышит, вызовите скорую и продолжайте по следующему алгоритму .

Сделайте пять искусственных вдохов. Для детей, которым на вид от 1 года до 14 лет, действуйте так же, как и для взрослых, а младенцам нужно одновременно охватить своим ртом и нос, и рот.

После этого ещё раз проверьте дыхание. Если его нет, начинайте проводить реанимацию в соотношении 15 нажатий (с частотой два в секунду) и два искусственных вдоха. Надавливайте на глубину одной трети толщины грудной клетки. Если ребёнок маленький, действуйте одной рукой, если постарше — двумя.

Младенцам до 1 года нажатия выполняют пальцами. Для этого обхватите малыша так, чтобы большие пальцы находились сверху грудины. Найдите мечевидный отросток — это место, где нижние рёбра срастаются с грудиной. Отступите от его края на 1–1,5 см вверх и разместите большие пальцы над грудиной. Также нажатия можно делать средним и указательным пальцами в той же точке.

Источник: https://Lifehacker.ru/serdechno-legochnaya-reanimaciya/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.