Самостоятельность трехлетнего ребенка, плюсы и минусы

Содержание

Кризис у ребенка 3 лет: особенности и характеристики трехлетнего возраста

Самостоятельность трехлетнего ребенка, плюсы и минусы

Кризисы детского развития – неотъемлемая часть становления детской личности. В процессе взросления малыш неосознанно переосмысливает взаимоотношения с окружающим миром.

Возрастные кризисы у детей происходят приблизительно в одно и то же время. Кризисы развития затрагивают жизнь каждого крохи.

Особенность развития ребенка младшего возраста – неравномерное, скачкообразное взросление, когда периоды спокойствия и относительного послушания сменяются бурными проявлениями своего «я».

Несмотря на то, что многие родители с тревогой воспринимают детские возрастные кризисы, педагоги и психологи уверенны, что они необходимы для становления полноценной личности.

Все возрастные кризисы ребенка – это переход на новую ступень развития, самостоятельности и осознания своего места среди окружающих его людей.

Как распознать?

Главный признак приближающегося перелома в жизни крошки – изменение в поведении. Из послушного и милого чада он превращается в капризную и раздраженную плаксу. На любые замечания и просьбы сделать что-либо остро реагирует, часто впадает в истерику.

Родителям сложно распознать начало данного этапа в развитии ребенка, так как капризы часто связывают с избалованностью, недомоганием и особенностями характера. Детские кризисы завершаются тоже незаметно, ведь два поколения уже научили понимать желания друг друга.

Периоды переломных этапов

Классификация переломных моментов в жизни детей весьма условна. Одни психологи выделяют четыре кризисных периода (новорожденных, кризис 1 года жизни, трех лет, а также кризис семи лет у ребенка). Другие утверждают, что каждый год жизни является своеобразным переломным моментом, и происходит даже до одного года у ребенка.

В любом случае кризис у ребенка 3 лет характеризуется самыми яркими проявлениями взросления, ведь в этот период малыш начинает интенсивно развиваться.

Главным предвестником этого переломного этапа в жизни малыша является кризис первого года жизни.

Малыш начинает ходить и пытается рассказать о своих потребностях. Уже в этом возрасте кроха проявляет попытки к самостоятельным действиям. Кризис 1 года ребенка часто застает родителей врасплох. Милая кроха, спокойно лежащая в своей кроватке, превращается в юного капризного исследователя, которому важно попробовать, пощупать, разломать.

Годовалого малыша интересует все: мамина косметика, папины инструменты и даже мусорное ведро. Кризис одного года проявляется в протесте против попыток ограничить возможности малыша в этих и других не менее важных исследованиях.

Что делать родителям в этой ситуации? Необходимо максимально обезопасить окружающее ребенка пространство и позволить ему наслаждаться изучением всего нового и неизведанного.

Если родители смогут научиться взаимодействовать со своим малышом, это поможет им безболезненно пережить этап взросления в 3 года, а также другие не менее важные периоды. Например, кризис 7 лет у ребенка возрастная психология считает важным переломным моментом в жизни маленького человека. К нему родители тоже должны быть готовы.

Особенности трехлетнего возраста

В возрасте трех лет у ребёнка появляется острая необходимость в принятии самостоятельных решений. Начинается осознание и принятие себя, своего места в семье.

Кризис трехлетнего возраста обычно продолжается несколько месяцев. Однако нередки случаи, когда этот период затягивался: родители не смогли наладить контакт со своей крохой. Тогда продолжением этапа взросления является кризис 4 лет у детей.

Третий год жизни характеризуется появлением новых навыков в социальном плане, у малыша быстро формируется психика. Эти возрастные особенности предопределили следующие признаки начала кризиса:

  • Упрямство;
  • Самостоятельность;
  • Нежелание считаться с мнением других;
  • Негативное отношение к окружающим, часто перерастающее в агрессивное поведение;
  • Обесценивание вещей и событий;
  • Бунт.

Характеристика признаков:

  • Упрямство выражается в непременном желании сделать все наперекор воле родителей. Кроха откажется от обеда не потому, что не хочет кушать, а потому что он уже заявил о своем нежелании садиться за стол.
  • Попытки к самостоятельным действиям начинаются потому, что в этом возрасте дети активно интересуются всем, что их окружает. Маленькие исследователи очень хотят выполнять те же дела, что и взрослые, но получают отказ. Встретив на своем пути такое пренебрежительное отношение к попыткам вести взрослую жизнь, крохи разражаются бурной истерикой.
  • Нежелание учитывать мнение других людей – еще один признак взросления ребенка. Так как малыш все хочет сделать сам, без участия взрослых, его совершенно не интересует их мнение на этот счет.
  • Часто возникающая агрессия и негативное отношение к окружающим связаны с тем, что, взрослея, кроха пытается не только вести самостоятельный образ жизни, но и навязать свою волю родителям. Интересным является тот факт, что негативное отношение ребенок может проявлять чаще к одному человеку, которого собирается «воспитывать». С остальными взрослыми людьми малыш может быть послушен.
  • Детский кризис 3 лет ярко проявляется в обесценивании для малыша всего того, что было значимо для него раньше. Он ломает игрушки, начинает кривляться, обзываться, показывая, что не нуждается в том, что было так нужно ему в младшем возрасте.
  • Ребёнок всячески пытается доказать родителям, что его желания важны в такой же степени, как и желания взрослых. А так как родители чаще всего не согласны с ним в этом вопросе, всячески выражают свой протест через крики, истерику и неповиновение.

Реакция родителей

Советы родителям, как вести себя с ребенком, дают все: бабушки, соседи и друзья. Однако их рекомендации часто противоречивы.

Кто-то считает, что ребенку лучше уступить, чтобы избежать скандалов в общественном месте или сохранить спокойствие дома.

А кто-то утверждает, что нельзя потакать прихотям малыша, и нужно категорически запрещать все его порывы к самостоятельности. И то, и другое мнение ошибочно.

Важно помнить, что негативное поведения крохи – попытка манипуляции взрослыми. И в этом вопросе важно соблюдать правило золотой середины.

Максимально безболезненно преодолеть кризис 3 лет помогут рекомендации родителям

  • Взрослые должны понимать, что их ребенок – личность. Пусть он еще многого не умеет и не знает, но, чтобы всему научиться, ему нужно для начала попробовать что-то сделать.
  • Родители должны давать ребенку право выбора: в одежде, игре, еде. Необходимо позволять крохе участвовать в жизни семьи, помогать по хозяйству.
  • Важно уважать самостоятельность малыша. Мудрые родители с помощью нехитрых уловок могут убедить ребенка в том, что он все может делать сам.
  • Не заострять внимание на плохом поведении. Важно твердо дать понять крохе, что истерика не позволит добиться желаемого. Можно отвлечь ребенка, переключив его внимание на другое действие или предмет.
  • Если истерика перешла в стадию наивысшего напряжения, ее нужно просто переждать. Дома достаточно спокойно объяснить малышу, что разговор с ним будет продолжен только тогда, когда он успокоится, а пока он должен побыть один.
  • Если истерика произошла в общественном месте, нужно по возможности лишить маленького манипулятора публики. Как правило, при отсутствии зрителей ребенок быстро успокаивается.

Взрослые должны четко понимать, что от их действий зависит не только поведение ребёнка в этот конкретный момент, но и закладывается основа его личности, модель поведения во взрослой жизни.

Памятка для родителей трёхлетних детей

  • Вы всегда должны быть спокойны. Крики, угрозы и наказания после каждой истерики приведут к тому, что вы с малышом перестанете слышать и понимать друг друга без агрессивных проявлений.
  • Часто причиной истерики является желание крохи привлечь к себе внимание. Поиграйте с ним, посмотрите мультфильм – и у малыша пропадёт всякое желание что-то вам доказывать.
  • Всегда предлагайте ребенку несколько вариантов решения проблемы. Пусть выберет, какую кашу съесть на завтрак, или в какой куртке выйти на улицу.
  • Никогда не показывайте ребенку степень раздражения от его плохих поступков. Малыш всегда должен быть уверен в вашей любви.
  • Обязательно выясните, что послужило причиной капризов.

Любовь – лучшее лекарство.

Переломный этап – сложный момент в жизни ребенка. И не важно, проходит он в четыре года или это кризис 6 лет. Как бы ни было тяжело в эти моменты родителям, детям приходиться ещё сложнее. Малыши не понимают, что с ними происходит. Они еще не умеют контролировать свое поведение. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы максимально помочь им пережить эти непростые этапы жизни.

Правильная тактика поведения в это время вырабатывается путем проб и ошибок, ведь каждый ребенок индивидуален. Однако для всех детей на любом жизненном этапе важны любовь, терпение и понимание родителей.

Источник: https://vospitannie.ru/vozrast/krizis-rebenka-3-let.html

Трехлетние малыши: как пережить кризисный возраст?

Самостоятельность трехлетнего ребенка, плюсы и минусы

Начало. Продолжение смотреть здесь.

Как следует и как не стоит обращаться с трехлетним ребенком: жизненные ситуации.

Кризис является переломным моментом в условиях нормального психического развития. Он возникает тогда, когда внутренний ход детского развития завершил один цикл и переходит к следующему циклу, и этот переход будет обязательно переломным, так считал Лев Выготский и многие другие выдающиеся психологи.

Кризис – это ряд внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях.

Ситуация, когда в течение всего нескольких месяцев существенно меняется поведение малыша, его отношения с теми, кто рядом, действительно является критической для взаимопонимания и взаимодействия между ребенком и взрослыми.

И именно взрослые не всегда бывают готовы к таким изменениям. Еще меньше они готовы их принимать и выстраивать дальнейшие отношения с ребенком по новым правилам.

В каждом конкретном случае кризис отношений проходит по-разному – острее или мягче.

За первые три года своей жизни малыш приобретает определенный багаж знаний и умений, начинает испытывать потребность в большей, чем ему предоставляют самостоятельности. Главные изменения сосредоточены вокруг «Я» ребенка.

Их сущность заключается в психологической эмансипации ребенка от близких взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений – упрямством, отрицанием всего и вся, капризами и тому подобное, негативизмом.

Вместе с тем, психологические наблюдения показывают, что некоторые дети практически не имеют негативных проявлений в указанном возрасте или легко и быстро их преодолевают, и их личностное развитие протекает нормально.

Течение кризисного периода зависит не только от индивидуальных особенностей детей, но и от психолого-педагогической образованности взрослых, которые их окружают. У ребенка может проявляться или весь комплекс кризисного поведения, или некоторые его признаки.

У одного малыша – это ярко выраженная «борьба за независимость», что сопровождается агрессивностью, негативизмом и длится долго, а у другого – процесс отстаивания своей независимости гораздо мягче, проявляется лишь в некоторых ситуациях и быстро проходит.

Кризис трех летсвидетельствует об одном из важных моментов развития ребенка раннего возраста– это осознание себя как отдельного существа, имеющего собственные желания, не всегда совпадающие с желаниями других.

Это становится причиной нового отношения к взрослому: ребенок сравнивает себя с ним, стремится подражать в поведении, действиях, пытается реализовать стремление «быть взрослым», демонстрирует свою самостоятельность и независимость, противопоставляет свои желания требованиям взрослого.

Причины негативных проявлений кризиса трех лет

Должны отметить еще раз: в кризисный период полностью меняется вся социальная ситуация развития ребенка.

Однако, если сам кризис развития является закономерным и необходимым явлением, то негативные проявления – это свидетельство сложностей перехода к новому периоду, которые в основном провоцируются близкими взрослыми, их непониманием прогрессивности всех изменений, неумением или нежеланием изменить тип и стиль взаимодействия с ребенком, который был постоянным довольно долго – от первого года жизни.

Если взрослые не замечают у ребенка тенденции самостоятельно удовлетворять свои желания, продолжают игнорировать его стремление быть независимым, сохраняют старый тип отношений, ограничивают активность, свободу ребенка, то могут возникнуть собственно кризисные проявления – негативизм, упрямство, своеволие, обесценивание требований взрослых, протест-бунт, своенравие. В случае, если взрослый стоит на своем, пытается сломить детское упрямство, возникает психологическая защита: ребенок привыкает к негативным оценкам взрослого и обычно перестает «слышать» его замечания и запреты, иногда даже могут возникать невротические симптомы. Своими «победами» над самостоятельностью ребенка, взрослый рискует вырастить безвольного, безынициативного, несамостоятельного или упорного и жестокого ребенка.

Выделение и описание симптомов кризиса трех летявляется важным моментом в познании кризисного явления:

негативизм– проявляется как отрицательная реакция ребенка на просьбы и требования к нему конкретного человека;

упрямство– непреклонная реакция ребенка на только что высказанное собственное решение. Причиной может быть чрезмерное ограничение активности и самостоятельности ребенка взрослыми. Упрямство не следует отождествлять с настойчивостью – упорством, стойкостью, непреклонностью в достижении цели;

своенравие– по своим внешним признакам близко к негативизму, но имеет более широкий и безличный характер – ребенок предстает перед всей системы отношений, которые господствуют дома;

произволимеет место при гипертрофированном стремлении ребенка к самостоятельности, проявляется как стремление освободиться от опеки взрослого.

Другие симптомы встречаются значительно реже и имеют второстепенное значение:

протест-бунтвыделяют тогда, когда конфликтность ребенка становится регулярной, когда ребенок постоянно настроен на спор с родителями;

деспотизм– малыш различными способами и средствами демонстрирует деспотическую власть по отношению к окружающим. Часто это происходит в семьях с единственным ребенком. Если же в семье несколько детей, может возникать ревность, когда та же тенденция к захвату власти является источником ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям;

обесценивание– меняется личное отношение ко всему, что было раньше интересным, привычным, значимым.

Обесцениваются как старые правила поведения – ребенок заявляет о своей нелюбви к родителям, воспринимает их слова, поступки как «пустой звук», так и предпочтения вещей – выбрасывает, ломает игрушки, становится разборчивым в одежде и тому подобное. Обесценивание как симптом характерен и для последующих кризисных периодов.

Симптомы кризиса трех летсвидетельствуют о том, что у ребенка появилось желание проявить свое Я, он ищет поводы, где бы можно было бы противопоставить себя взрослому.

Как смягчить негативные проявления кризиса 3 лет?

Прежде всего, взрослый должен помнить о том, что взрослым является именно он, и опыта у него гораздо больше, чем у трехлетнего малыша! Поэтому и родителям, и педагогамследует понимать все изменения, происходящие с ребенком, и терпеливо относиться к возможным негативным проявлениям его поведения.

Следует не настаивать на своей взрослости и власти, а трансформировать отношения с ребенком в соответствии с его потребностями в самостоятельности и активности, которые значительно возросли.

Заявление малыша «Я сам!» свидетельствует о  желании только действовать самому, самостоятельно, а не остаться наедине со своими проблемами.

Учитывая это на этапе кризиса трех лет родителяммалыша следует:

– стать более гибкими и терпимыми, расширить права и обязанности ребенка;

– позволить малышу быть самостоятельным – не вмешиваться (по возможности) в его дела, если он не просит. Например, дочь, пыхтя, натягивает кофточку, родители сразу пытаются ей помочь. Но она не оценит такого стремления родителей, скорее даже с криком будет сопротивляться покушению на свою свободу;

– поддержать и оценить детские усилия и проявления самостоятельности;

– помнить, что ребенок может проверять несколько раз в день – действительно то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Родители должны проявить твердость, однако помнить, что запретов не должно быть много.

Необходимо установить четкие границы и правила – нельзя бежать на улице от мамы, трогать горячую плиту и тому подобное.

Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи, которые живут вместе с ребенком;

– контролировать свое поведение, ведь ребенок подражает поведению родных людей, поэтому родителям необходимо следить за собой.

Если мама чрезмерно эмоциональная, капризная, то дочь, скорее всего, будет такой же; если отец, придя с работы, свои вещи оставляет где-нибудь, то ему, прежде чем ругать малыша за его неряшливость и неорганизованность, стоит попробовать изменить собственные привычки;

– переключать внимание малыша при его вспышках упрямства, гнева на что-то нейтральное, однако это переключение должно будь активным: «Давай сделаем …»;

– откладывать разговор, если малыш злится, у него истерика, на время, когда он успокоится. Ведь во время истерики бесполезно объяснять, что так делать нехорошо. Пока же его надо взять за руку и отвести в спокойное безлюдное место.

– разговаривать с малышом стоит на равных, как с человеком, мнение которого вам действительно интересно;

– любить ребенка и показывать ему, что он дорог даже заплаканный, упрямый, капризный и непослушный.

Источник: https://mirdoshkolnikov.ru/roditelyam/soveti-psichologa/item/357-trechletnie-deti-kak-peregit-krizisniy-vozrast

Воспитание самостоятельности у ребёнка в 3 года

Самостоятельность трехлетнего ребенка, плюсы и минусы

«Я сам! Не хочу! Не буду!»… Слыша эти слова от трёхлетнего малыша, многие родители приходят в замешательство, не зная, как правильно себя вести. Позволить крохе делать всё, что он хочет? Или подобное поведение у детей означает, что пора приступать к «серьёзному» воспитанию и доставать ремень?

Нужно понимать, «кризис трёх лет» – неизбежный этап в жизни любого ребёнка. Именно в это время он начинает осознавать себя полноценной личностью, стремиться к самостоятельности. А поэтому задача любящих родителей – не погасить искру инициативы, не забить детский энтузиазм и уже тем более не прибегать к телесным наказаниям.

Как проявляется «кризис трёх лет»?

Часто даже самые спокойные детишки в этот период начинают вести себя агрессивно, закатывают истерики, стараются всеми способами привлечь к себе внимание. Если раньше карапуз спокойно давал себя кормить и одевать, то теперь всё пытается делать самостоятельно.

Трёхлетний малыш часто подходит к зеркалу, подолгу рассматривает себя в отражении и на фотографиях. Такое изучение – осознание себя полноценной и самостоятельной личностью. Любое вторжение в планы ребёнка вызывает отрицание.

А фразу «я сам!» родители слышат на протяжении всего дня.

Как помочь малышу справиться с взрослением?

Излишняя опека может лишь усугубить ситуацию. Если постоянно осаживать малыша, подавлять самостоятельность, он замкнётся в себе, перестанет проявлять инициативу, и, возможно, вырастит в инфантильного взрослого. Да-да, как раз сейчас очень важный этап формирования психики маленького человечка, и родителям крайне важно не сплоховать.

Так как правильно организовать воспитание самостоятельности у ребёнка в 3 года?

  1. Не подавляйте инициативу.

Любая инициатива малыша к самостоятельным действиям должна поощряться. Когда любимое чадо пытается натянуть носок на ножку, не нужно ему мешать. Даже если ничего не получается с первого раза, тактично помогите карапузу справиться с непосильной задачей, а не делайте всё за него – вы же не хотите опекать до его старости? Ваша задача как родителя воспитать самостоятельность у ребёнка.

Когда малыш пытается что-то сделать, важно хвалить его. «Какой ты у меня молодец!», «ты такой большой, мой помощник!», «как хорошо ты подмёл пол! Теперь дома чисто!» – подобные фразы мотивируют на новые поступки, повышают самооценку, формируют доверительные отношения.

Не нужно торопить малютку, когда он в очередной раз пытается неуклюже засунуть руку в рукав куртки. И уж тем более делать за него то, что он может сделать сам. Вы же хотите, чтобы ваш ребёнок учился? Возможно медленно, но он сам наденет куртку, пусть это будет его очередной победой, а вы немного поможете ему в этом.

Часто конфликт возникает из-за авторитарности родителей, которые не дают своему чаду выбрать тот вариант, который нравится больше именно ему. Пусть он сам решит, какая шапка красивее, решит, где сегодня лучше погулять: во дворе или в парке.

Даже пускай даст совет, яблоки какого цвета купить в магазине: красные или жёлтые? Предлагайте вашему сыну или дочери принимать решения в тех вопросах, где это возможно.

В семье, где уважают мнение каждого члена, растут счастливые самодостаточные дети.

Трёхлетнему ребёнку кажется, что для него нет непосильных задач. Но желание помыть посуду иногда оборачивается разбитой чашкой, а рисунок для мамы предательски отпечатывается на светлой скатерти.

Такие ситуации – не повод ругать малыша, а разбитая чашка – небольшая цена за обучение крохи новым навыкам, ведь он сделал это не нарочно. Лучше подбодрить его словами: «ничего, с каждым может случиться.

Просто в следующий раз будь аккуратнее».

Когда все способы испробованы, а ребёнок не соглашается убрать игрушки или выполнить другие действия, можно перевести всё в игру. «Давай поможем зайчику поставить машины в гараж» или «вместе с мишуткой соберём всех кукол», – и малыш уже занят полезным делом.

Для того чтобы малыш активно развивался, научился осознавать мир и себя в нём, стал самодостаточной личностью, родителям необходимо много трудиться, и в первую очередь над собой. Для этого нужно:

  • Быть честными и открытыми со своим ребёнком.
  • Объяснять каждый свой шаг.
  • Строить отношения на доверии.
  • Помнить, что дети берут пример со взрослых.
  • Придерживаться последовательности в принятии решений.
  • Искать компромиссы в любых сложных ситуациях.
  • Стать другом для своего ребёнка.

При должном внимании воспитание самостоятельности у ребёнка в 3 года пройдёт без особых эксцессов. Главное, чтобы родители нашли «золотую середину», которая поможет их маленькому сыну или дочери поверить в себя, и со временем стать по-настоящему успешной личностью.

Источник: https://bestkroha.ru/3-goda-rebenku/241-vospitanie-samostoyatelnosti-u-rebenka-v-3-goda

Разница между детьми 3 года: плюсы и минусы воспитания детей

Самостоятельность трехлетнего ребенка, плюсы и минусы

При планировании второй беременности принято прислушиваться к мнению специалистов о том, что разница между детьми в 3 года – самая оптимальная. Чем объясняется выбор именно такого периода?

Врачи полагают, что за этот промежуток времени женский организм полностью восстанавливается от предыдущих родов. Кроме того, поскольку ребенок подрос, тяжелые физические нагрузки остались позади. Также у детей с 3-летней разницей в возрасте больше общих интересов и увлечений.

Каждый специалист по-своему рассуждает относительно этой темы. Каково мнение самих родителей по этом вопросу? Какие особенности воспитания детей с разницей в 3 года?

Разница между детьми 3 года: плюсы и минусы

Какие преимущества учитывают родители, решив завести второго ребенка через 3 года?

Плюсы

  • Формированиесамостоятельностиумалыша. К трем годам ребенок научается самостоятельности. Происходит становление детской личности. «Я сам» — говорит малыш, и без помощи взрослого может одеться, покушать, поиграть. У него появляются свои интересы, новые знакомства, увлечения.
  • Занятость мамы. У мамы появляется больше времени и внимания для грудничка, поскольку старший ребенок уже может посещать детсад.
  • Помощь бабушек и дедушек. Ставшего самостоятельным малыша можно смело отправлять на выходные к родственникам. Здесь его ожидает приятное общение и новые занятия. Мама же может немного отдохнуть от психологической и физической нагрузки.
  • Ответственный помощник. С появлением братика или сестрички старшему ребенку приходится взрослеть. Он уже может помочь по уходу за малышом. Так в нем воспитывается чувство ответственности.
  • Общность интересов. Деи с небольшой разницей в возрасте растут дружно, много и тесно общаются, у них много общих интересов, игр, увлечений. Годы лишь укрепляют эти отношения.
  • Образец для подражания. Старшему ребенку всегда хочется, чтобы родители им гордились, поэтому он старается все делать правильно, помочь родителям, ухаживать за младшим ребенком, для которого он становится примером для подражания.
  • Пора в школу. Когда для старшего ребенка наступит время посещения школы, младшему будет 3 года. Его можно отправить в детсад. Появится время для того, чтобы уделять его занятиям со старшим ребенком.

Минусы

Какие трудности предстоят родителям, если разница в возрасте детей – 3 года?

  • Сложности кризисного этапа. Если второй ребенок родится, когда первому исполнилось 3 года, маме будет сложно справиться с двумя малышами, поскольку возраст 3 лет старшего — кризисный. На данном этапе дети становятся капризными, упрямыми, неуправляемыми, Кризис 3 лет знаменуется появлением у ребенка самостоятельности. Формирование новых черт и особенностей характера сопряжено с прохождением определенных психологических трудностей.
  • Все еще малыш. Научившись некоторой самостоятельности, старший ребенок все же нуждается в помощи и заботе: ему нужно помочь одеться, обуться, отвести в садик и многое другое. Младший отнимает у матери много времени и сил. Ухаживать за двумя малышами сложно.
  • Потребности второго малыша. Мама и первый ребенок полностью зависят от потребностей и настроения второго малыша. Прогулка со старшим ребенком планируется только тогда, когда будут выполнены домашние дела и хлопоты, связанные с уходом за грудничком.
  • И снова распашонки… Ребенок немного подрос. Появилось свободное время для походов в кино, кафе, встреч с друзьями. Решив завести второго малыша, мама возвращается к прежним заботам, откладывая личную жизнь.
  • С двумя малышами трудно. Бабушки и дедушки могут брать на выходные только одного ребенка, поскольку за двумя малышами трудно уследить. Следовательно, маме придется самой заботиться о детях, не имея возможности уделять время себе.
  • Чувство вины. Ухаживать за двумя детьми сложно, Второй ребенок отнимает много времени и сил. Мама, не имея возможности уделить должное внимание старшему ребенку, все время чувствует себя виноватой. Чувство вины может угнетать и даже привести к депрессии.
  • О карьере на время стоит позабыть. Решившись на то, чтобы посвятить себя семье и детям в течение двух декретных отпусков, что составляет шесть лет, женщине придется отложить мысли о карьерном росте и рабочих достижениях.
  • О безопасности. Трехлетние малыши — еще совсем маленькие и не умеют обращаться с новорожденным. Поэтому оставлять их одних не следует. Старший ребенок может нечаянно причинить боль малышу, сам того не понимая, чем-то навредить.

Небольшая разница в возрасте детей: особенности воспитания

В отношениях детей наблюдаются проявления жадности, агрессивности, ревности, могут возникать разногласия. Чтобы наладить детские отношения и избежать негативных моментов, следует придерживаться некоторых советов и рекомендаций:

  • Всегда ли старшие дети должны уступать? Такое воспитание неверно. Родители должны проявлять ко всем детям одинаковое отношение. Приучаясь к особому к себе отношению, малыши начинают требовать к себе дополнительного внимания и заботы. В душе старшего ребенка может затаиться обида и, как следствие, ненависть к младшему.
  • Не нужно сравнивать. У подросшего старшего ребенка может проявиться непослушание и упрямство. Это признак нормального психического роста. Когда родители начинают сравнивать детей и отмечают, что младший ребенок более послушный, чем старший, у последнего складывается впечатление, что его не любят.
  • Ребенок — не няня. Часто родители поручают старшему ребенку присматривать за малышом. Однако не следует злоупотреблять наивностью ребенка. Забота о младших сестрах и братьях отнимает у старших детей детство. Кого же впоследствии будет винить старший ребенок? Не родителей, а младших братьев и сестер.
  • Ответственность не по силам. Часто старшие дети получают замечания от родителей за то, что недосмотрели малыша. Но ведь они тоже еще совсем крохи, не следует взваливать на них такую ответственность. Младшие, в свою очередь, видя такое отношение родителей к старшим детям, нередко начинают вредничать, подставлять старших, зная, что их за это не накажут.
  • Универсальные игры. Необходимо выбирать игры, которые подходят обоим детям. Так малыш будет не в обиде за то, что мама обращает внимание только на брата или сестру. Кроме того, коллективные игры сплачивают и объединяют детей, укрепляя их отношения.
  • О праве на собственность. Дети являются большими собственниками и часто ссорятся из-за игрушек или игрового пространства. Определите для каждого ребенка его зону, но, вместе с тем, учите сотрудничать, правильно организовывать совместные игры. Покупайте игрушки обоим малышам. Пусть игрушки будут одинаковые или равноценные.
  • О детской ревности. Малыши с небольшой разницей в возрасте — крайне ревнивы. Появление нового ребенка в семье — большое событие, к которому следует особенно подготовить старшего ребенка. Внимание и забота об обоих детях должны быть равносильными, чтобы у одного из детей не возникло подозрение, что его меньше любят. Отношение к детям должно строиться на основе справедливости: на прогулку — все вместе, игры — непременно совместные, покупки — одинаковые. И необходимо почаще говорить детям о том, как вы их любите.

Выработка определенной системы семейного воспитания требует много сил и времени. Родители должны проявлять любовь и заботу о старших и младших детях, признаваться в своих ошибках и исправлять их.

Дети, воспитанные в семьях, где царят любовь и внимание, вырастают добрыми и отзывчивыми. Им не присущ эгоизм, они не озлоблены и не агрессивны. Такие дети легко идут по жизни.

Цель родителей — подготовить ребенка к будущей взрослой жизни.

Подготовка детей к самостоятельной жизни требует особого подхода, принципов, основанных на семейных ценностях и традициях.

Но основное правило для всех родителей — равносильно и справедливо относиться ко всем детям, независимо от их возраста, проявлять свою любовь и заботу в равной мере по отношению к каждому малышу.

Талантливы те родители, которые через невзгоды и препятствия, неприятности и кризисы сумели пройти сообща, смогли пронести доброту и любовь и показать, что только в крепкой счастливой семье формируется здоровая гармоничная личность.

Источник: https://babymir.net/plyusy-i-minusy-raznicy-3-let-mezhdu-detmi/

Как воспитать помощника из трехлетнего малыша?

Самостоятельность трехлетнего ребенка, плюсы и минусы

Если постоянно останавливать кроху, не давать ему возможности самостоятельно действовать, то он неизбежно начнет думать, что ему совсем не нужно (или даже нельзя) что-то делать самому. Стремление к самообслуживанию и желание помогать взрослым постепенно пропадет.

Чтобы такого не случилось, уже в трехлетнем возрасте необходимо прививать навыки самостоятельного действия. Более того: родители должны направлять ребенка, обучать его действовать правильно. Как же это сделать? В игре.

А игрой для малыша является не только катание машинки или переодевание куклы, но и помощь маме в приготовлении ужина и уход за домашним питомцем.

Рассмотрим несколько игр, направленных на приобретение трехлетним ребенком практических навыков.

«Кроватка»

Учим ребенка заправлять свою постель. Эта игра воспитывает в ребенке аккуратность и самостоятельность. Чтобы малыш сам захотел участвовать в процессе, скажите ему, что он уже достаточно взрослый, чтобы убирать кроватку по утрам. Не заставляйте ребенка заправлять кровать в одиночку, пусть он выполняет только посильную для него работу (например, расправляет покрывало).

Для того, чтобы кроха запомнил последовательность действий, сопровождайте уборку кровати подходящим стишком. Если не хотите ничего придумывать, воспользуйтесь этим:

Утро наступило, нам пора вставать! Прежде, чем умыться, уберем кровать: Ровно, аккуратно сложим одеяло,

И потом расстелим сверху покрывало.

А затем, расправив все четыре ушка, Ляжет на кроватку мягкая подушка. — Мам, сегодня вечером я не лягу спать,

Красоту кроватную не хочу ломать!

Проводите это занятие каждое утро, пока у ребенка не выработается привычка убирать кровать ежедневно.

«Веселый поваренок»

Это полезное занятие не только воспитывает в малыше стремление помогать старшим, но и развивает моторику рук, координацию, умение рассчитывать свои силы и сравнивать размеры.

Для игры приготовьте: фартуки для себя и ребенка, муку, тесто, начинку для пирожков, противень и две чайные ложечки.

Если малыш еще не проявлял интереса к вашим кулинарным делам, прочитайте ему сказку о Красной шапочке. После этого объявите, что собираетесь печь пирожки для бабушки, как в сказке.

Присыпьте стол и ладони мукой, чтобы тесто ни прилипало. Предложите ребенку проделать те же действия. Отделите два кусочка теста (для себя и для него). После этого медленно растяните свой кусочек в лепешку. Малыш должен хорошо видеть все ваши действия. Если он расстраивается из-за того, что у него не получается такая ровная и аккуратная лепешка, как у вас, подбодрите его и немного помогите.

Готовые лепешки положите на стол. Покажите, как с помощью чайной ложки выкладывать начинку в центр лепешки. Когда малыш проделает это действие (под вашим руководством), научите его защипывать края пирожка. Уложите готовые пирожки швом вниз на противень. Если ребенок захочет это сделать сам — позвольте ему.

Когда будете подавать испеченные пирожки к столу, обязательно подчеркните, что малыш испек их сам.

«Где живет игрушка?»

Эта игра поможет приучить ребенка к тому, что все игрушки должны лежать на своих местах. Начните с уборки одной игрушки, потом добавляйте и другие. Постепенно малыш запомнит расположение предметов и будет убирать их на место сам.

Если он забудет или откажется убрать какую-нибудь игрушку в ее «домик», незаметно спрячьте ее. Чуть позже спросите, где эта игрушка. Малыш начнет ее искать и не найдет. Тогда расскажите ему небольшую сказочку…

«Жила-была девочка Катя. Была у нее любимая кукла Маша и медвежонок Плюш. Как-то раз поиграла Катя с игрушками и забыла их убрать на свое место. Лежала красавица Маша на полу, тут вошел папа и случайно оттолкнул ее ногой. Маша была очень маленькой и легкой куколкой, поэтому незаметно улетела под шкаф.

Медвежонок Плюш валялся на диване, на который села мама. Она немножко поворчала на Катю за то, что та разбросала игрушки, и поставила медвежонка на полочку. Медвежонок заплакал оттого, что это была не его полочка, а он очень хотел на свое место. И кукла Маша тихонько заплакала на холодном полу под шкафом.

Катя не услышала ни несчастного Плюша, ни потерянную Машу. Наступило утро. Девочка проснулась и хотела пожелать своим любимцам доброго утра, но не нашла их на том месте, где они обычно отдыхают. Теперь пришла ее очередь плакать. Катя плакала громко и горько, но ничего не могла поделать. Игрушки пропали.

Потом мама пожалела Катю и нашла ее любимых куклу и медвежонка, но игрушки обиделись на свою хозяйку и больше не хотели с ней играть”.

В ходе обсуждения сказки ребенок должен прийти к выводу, что игрушки надо убирать на место. Во время уборки, постоянно интересуйтесь, где какая игрушка должна лежать, где ее «домик».

В трехлетнем возрасте малыш уже чувствует себя личностью и имеет собственное мнение. Родителям следует принять эти изменения и давать ребенку возможность выбора и самостоятельных действий. Считайтесь с его мнением, но направляйте действия в правильном направлении. И тогда малыш обязательно будет помогать вам! домашняя работа, помощь, воспитание, ребенок

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/family/articles/25415/

Чего ждать от этого прекрасного детского возраста 3 года?

Самостоятельность трехлетнего ребенка, плюсы и минусы

«Нам уже три», – с гордостью заявляют родители трехлетнего ребенка на вопрос о возрасте их малыша и слышат в ответ: «Да вы уже совсем взрослые!» Действительно, по сравнению с появившимся на свет комочком, трехлетка уже самостоятельный человечек, который многое умеет.

Но очень многому трехлетнему ребенку еще предстоит научиться. И успех зачастую будет зависеть от того, какой опыт ребенок приобрел на предыдущем году жизни.

Итак, чего ждать от этого прекрасного детского возраста? Каким предстанет перед вами повзрослевший ребенок в 3 года?

Рребенок в 3 года: самоидентефикация

Раньше малыш, глядя на свое отражение в зеркале, говорил о себе в третьем лице.

Теперь он уже может провозгласить: – «Это Я!» Именно в возрасте 3 лет ребенок начинает осознавать себя как индивидуальность, личность и выделять из всего окружающего мира.

Важно научиться общаться теперь с трехлетним малышом на равных, быть к нему внимательнее. Это формирует уверенного в себе человека и помогает избежать возникновения многих комплексов.

Еще в 3 года ребенок очень живо интересуется всем, что с ним связано. Например, собственной тенью или человеком с таким же именем, как у него. И все происходящее вокруг он также пытается соотнести с собой. Так, увидев в мультфильме простудившегося ребенка, карапуз вполне искренне может поинтересоваться: «А я тоже заболею?», – а увидев поезд, спросить: «А я тоже поеду на поезде?»

К трем годам ребенок отчетливо различает, кто он: мальчик или девочка. А представления о поведении, характерном для его пола, детка черпает из наблюдений за родителями, старшими братьями и сестрами.

Ребенок в 3 года: стремление к самостоятельности

Самостоятельность – одна из ярко выраженных особенностей ребенка в 3 года. «Я сам!» – кричит трехлетний малыш и не позволяет вам делать за него то, что он уже умеет.

Если часто проявлять нетерпение в подобных ситуациях и спешить сделать все за ребенка, то у него вполне может развиться нерешительность, неуверенность в собственных силах. Дайте крохе пройти этот этап. Пусть он иногда обувает ботинки не на ту ногу или медленно натягивает штанишки.

Не надо спешить с помощью. Пусть попробует сам справиться с ситуацией. Проявленная малышом в 3 года настойчивость – ценное приобретение, которое ему пригодится в дальнейшем.

Предоставляя ребенку в 3 года право делать самому то, что он может, вы вырабатываете у него ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой. Отсюда берет начало чувство готовности к действию, гордости за свои достижения и чувство собственного достоинства.

«КРИЗИС 3-х ЛЕТ»

Как было сказано выше, примерно в возрасте 3-х лет начинается новая «эпоха» в жизни ребенка: он уже понимает свое личное «Я», «отделяет» себя от мамы и требует независимости и самостоятельности. Возросшие потребности малыша уже не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним.

И в знак протеста, отстаивая свое «Я», малыш начинает вести себя «вопреки родителям». Общаться с детьми, которые проходят кризис, очень трудно. Их поведение – непрерывная череда волеизъявлений, которые выражаются в виде бесконечных «хочу-не хочу», «буду-не буду». Важно понять, что это не капризы.

Чем строже вы будете вести себя с детьми, тем упрямее и несноснее они будут становиться. Не случайно говорили в древней Индии: «До пяти лет ребенок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат, а после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали».

Наберитесь терпения и пересмотрите тактику общения с повзрослевшим малышом. Ведите себя с ним, как с равным, уступайте в «мелочах», предоставьте как можно больше самостоятельности в тех сферах, где это возможно.

Это очень непростой период и для вас и для ребенка. Когда вам будет особенно тяжело, вспомните, что период кризиса все равно закончится и малыш станет более миролюбивым и покладистым.

Однако, несмотря на все вышесказанное, «трехлетие» вашего крохи может и не ознаменоваться «кризисными явлениями». При правильном понимании особенностей возраста и отношении «буря» может миновать.

Психологические особенности ребенка в 3 года

Упрямство Очень яркая черта этого периода. Порой кажется, что ваше трехлетнее чадо сосредоточило в себе упрямство всех членов семьи вместе взятых и что второго такого упертого ребенка не существует. Психологи этот период так и называют – «первая стадия упрямства» (вторая наступит в возрасте 12–13 лет). Дети в 3 года требуют уважения к себе, своим намерениям и воле.

Их упрямство, как правило, и направлено продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. Такое поведение зачастую выводит родителей из себя. Но наберитесь терпения. Иначе трехлетний малыш еще настойчивее станет проверять, насколько способен оказывать сопротивление вашему «нет».

Измените свою реакцию и прижмите упрямого «барашка» к себе – этот период просто нужно терпеливо пережить.

К 3 годам малыш становится более общительным, уже хорошо чувствует себя в компании детей. Ему нравится играть со сверстниками, он уже умеет делиться игрушками. Так появляются первые настоящие совместные игры. Тут же возникают и потребности в лидерстве, самоутверждении.

Еще в 3 года вначале у девочек, а чуть позже и у мальчиков может встретиться такое явление, как «детский романтизм». Другими словами, самая что ни на есть «первая любовь». Не удивляйтесь, если ваш отпрыск вдруг решит «жениться» на голубоглазой соседке по песочнице.

Мило улыбнитесь в ответ.

Малыш в 3 года начинает испытывать много новых чувств. Это и радость своим умелым действиям, когда у него что-то получается, и огорчение при неудаче. Трехлетка уже понимает, когда сделал что-то плохо, и ждет похвалы и одобрения за хороший поступок.

Кроха в 3 года умеет ревновать, обижаться, сердиться, озорничать и начинает понимать юмор. Свои эмоции он уже может выражать по-разному: взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными позами.

Он сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), тихо ведет себя (если кто-то спит).

Возраст вопросов

Как правило, дети в 3 года уже хорошо говорят и любят задавать много вопросов. Именно в этом возрасте их называют «почемучками». Ежедневно окружающее вызывает у малыша лавину «почему? для чего? зачем?» Он расспрашивает обо всем, что попадается ему на глаза.

Каждый вопрос – это первый шаг к маленькому открытию и последующему познанию мира. Утоляйте информационный голод малыша. В 3 года очень важно много говорить с ребенком, рассказывать об окружающем. Это непременно скажется на его развитии самым лучшим образом.

Непосредственные наблюдения – также источник ответов на бесчисленные вопросы и расширение кругозора ребенка.

РРазвитие познавательных процессов

Именно в 3 года у детей происходит интенсивное развитие интеллекта. И результат во многом будет зависеть от разнообразия окружающей развивающей среды и действий взрослого. Память трехлетнего малыша пока непроизвольна.

То есть он не может «по заказу» родителей запомнить что-то. Зато ребенок очень легко «схватывает» ту информацию, которая неоднократно повторяется или вызывает эмоциональные переживания. Внимание уже достаточно развито, но еще не слишком устойчиво.

Даже очень захватывающей игрой малыш обычно занимается не больше 10–15 минут. А бывает, что и вовсе не может сосредоточиться даже на 4–5 минут. Пока крохе все еще сложно распределять внимание между несколькими предметами одновременно.

Поэтому, собравшись почитать книжку с картинками, вначале рассмотрите иллюстрации с малышом, а потом примитесь за чтение.

Неутомимый деятель

Именно таким является трехлетний ребенок. Он постоянно что-то строит, с удовольствием клеит, лепит, рисует. В то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы о чем-то отвлеченном, чего он не может непосредственно наблюдать. Его мир существует «здесь и сейчас».

Он активно исследует и познает то, что попадает ему на глаза и с чем можно практически манипулировать. Кроха в 3 года уже уверенно может подниматься и спускаться по ступенькам, не падает, когда ходит, что доставляет ему огромное удовольствие.

Он стал гораздо ловчее: с легкостью собирает пирамидку, может перелить жидкость из одной чашки в другую.

Из «разрушителей» в «творцы»

У ребенка 3 лет активно развиваются воображение и изобретательность. Кастрюля вместо шляпы – разве не оригинально? Это он сам придумал! Не преуменьшайте значение таких «открытий». Именно в 3 года маленький фантазер начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами, играть воображаемые роли.

В игре кроха уже способен взять на себя какую-то простую роль («я – водитель автобуса») и действовать в соответствии с имеющимися представлениями о ней. Понемногу у него начинает получаться рисовать. Обязательно поддерживайте первые проявления фантазии и воображения ребенка.

На основе их позже будет формироваться творческое мышление.

Говорю и понимаю

Произношение и понимание речи все больше усложняется и развивается. В 3 года, помимо простых предложений («купи машинку»), малыш уже употребляет и сложные (« я хочу, чтобы ты купила мне вон ту большую машинку»).

В речи появляются прилагательные и местоимения, предлоги, наречия. Словарный запас к концу 3-го года составляет около 1000 слов.

Если родители не теряли зря драгоценного времени, то трехлетний ребенок сможет описать несколькими предложениями любимую игрушку или рассказать о произошедшем позавчера событии.

В 3 года дети уже начинают понимать, что можно делать, а что делать нельзя. Если ребенку стараться объяснять различные поступки, то он скоро начнет сам отличать хорошее поведение от плохого.

Трехлетний малыш пытливо вслушивается в диалог взрослых, переводя взгляд с одного на другого. Ему интересны их разговоры. Любопытный карапуз не только следит за разговором родителей, но и пытается понять ход их мыслей.

Что происходит? Просто трехлетний малыш на своем уровне как бы постигает логику поступков и действий взрослых, можно сказать, «учится жить». Вот почему в присутствии ребенка, особенно маленького возраста, не должны происходить семейные конфликты.

Родители для крохи – по-прежнему высший образец для подражания.

В течение первых трех лет жизни малыш развивается так быстро, как ни в каком другом возрасте. И очень важно в этот период предоставить ребенку все самое необходимое для полноценного и успешного развития. Не забыв, конечно же, про родительскую любовь и ласку.

Источник

Источник: https://www.vospitaj.com/blog/chego-zhdat-ot-ehtogo-prekrasnogo-detskogo-vozrasta-3-goda/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.