Познание мира трехлетним ребенком

Содержание

Занятия с ребенком 3 лет

Познание мира трехлетним ребенком

Ребенок, которому исполнилось три года, преодолел свой первый важный рубеж и из малыша превратился в дошкольника. Он изменился и внешне, и внутри.

Мышление, физическое развитие, активность, творческие способности, развитие речи – все это легко проявляется сейчас, проанализировать и понять своего ребенка может каждая мама.

В этот период детям просто необходимы полноценные продуманные занятия.

depositphotos.com

Как правило, дети в трехлетнем возрасте уже ходят в детский сад. Некоторые мамы предпочитают домашнее воспитание и активно занимаются с ребенком сами. Но даже если ваш малыш посещает дошкольные учебные заведения, проводить с ним увлекательные и познавательные занятия необходимо.

Трехлетний ребенок – маленький исследователь и интересный собеседник

Внимательные родители всегда ощущают изменения, которые произошли с их малышом в трехлетнем возрасте. Дети становятся более уверенными в себе, они имеют свое личное мнение, пусть не слишком хорошо аргументированное, они готовы бороться за свои мечты, четко знают, чего хотят. Малыш уже вырос – это заметно. Но менее интересным, любимым или хорошим он не стал.

Маленький сын или дочка в три года – это полноценный собеседник, интересный и необычный. Ребенок любит общение, причем все больше он хочет быть частью не только своей семьи, но и общества. Капризы и сложные моменты, связанные со становлением собственного «я», потихоньку уходят на задний план, он уже лучше воспринимает аргументы взрослых.

Занятия с ребенком в этот период потихоньку меняются: они уже больше напоминают процесс обучения, чем игру. Но это не значит, что форма проведения занятий становится строгой или жесткой. Просто для того, чтобы они были эффективными, нужны некоторые рамки и границы.

Принципы проведения занятий с детьми 3 лет

Занятия с трехлеткой зависят от нескольких факторов:

  • посещает ли малыш детский сад;
  • что знает и умеет ребенок, соответствует ли это минимальным требованиям по возрасту;
  • сколько времени проводит малыш с родителями.

Занятия с детьми – это еще и один из лучших способов общения мамы и папы с их ребенком. Поэтому проводить яркие и интересные домашние занятия полезно и важно. Принципы родителей порой отличаются кардинально.

Некоторые считают, что ничего заставлять делать малыша нельзя и даже если он не знает того, что требует дошкольная программа, это не страшно.

Другие, наоборот, стараются сделать из ребенка интеллектуала и вундеркинда, слишком перегружают малыша работой.

Ключевые принципы проведения занятий мы опишем позже, сейчас же уточним, какими они могут быть и какие функции и навыки необходимо развивать у трехлетнего малыша.

Основные занятия с ребенком 3 лет

Ребенок должен развиваться всесторонне, а значит, и занятия должны быть разными.

В 3 года дошкольник уже должен иметь некоторые навыки:

  • знать основные цвета и геометрические фигуры;
  • различать понятия «один» и «много», считать до трех;
  • знать свое имя и фамилию, четко формировать предложения;
  • логически мыслить: находить лишний предмет, разделять предметы по группам, сравнивать их по признакам (большой-маленький, высокий-низкий);
  • уметь рисовать карандашами и ручкой, обводить и зарисовывать картинки.

Занятия с детьми трехлетнего возраста направлены на развитие разных функций:

  • умения логически мыслить, развития внимания и памяти;
  • раскрытия творческих способностей, развития творческого мышления;
  • математических способностей;
  • развития речи, увеличения словарного запаса, умения говорить правильно;
  • развития мелкой и крупной моторики рук;
  • расширения кругозора, познания мира.

Занятия с детьми 3 лет для развития речи

Очень важную роль для полноценного и комплексного развития малыша играет умение говорить. Важно не столько произношение букв (правильная речь формируется до 5-6 лет), сколько умение формировать свои мысли, объяснять процессы, передавать словами эмоции и впечатления. Интересные способы развития речи у ребенка – это устные игры:

  • Что может быть…? Каким может быть…? К примеру, вы спрашиваете, что может быть сладким и начинаете сами перечень: мороженое, шоколад… Ребенок продолжает, описывая и объясняя выбор;
  • Сначала и потом. Можно использовать тематические картинки или сюжеты из сказки. Задание для малыша – объяснить, какое действие происходит сначала, какое – потом. К примеру, сначала надевают колготки, потом – штанишки; сначала просыпаются, потом – идут умываться;
  • Что, если…? Опишите ситуацию, и спросите у малыша, что будет, если что-то пойдет так или так;
  • Что можно делать с… ? Что делает …? Вопросы, которые заставляют ребенка думать. К примеру, что делает солнышко? Что можно делать с хлебом?

Кроме вопросов, можно использовать методику повторения сказки. Читая историю или сказку, анализируйте с ребенком ее, просите его рассказать отдельные эпизоды, объяснить поведение героев.

Хороший способ развития речи – разговор по телефону. Не имея возможности объяснить свои действия еще и с помощью жестов, малыш будет стараться как можно точнее передать смысл с помощью слов.

Развитие внимания и памяти

Такие занятия можно проводить в игровой форме. Вот несколько примеров:

  • Последовательный ряд. Можно использовать игру «нанизываем бусы». Ребенок имеет нарисованную схему ожерелья: два зеленых, два красных, два зеленых. Он должен запомнить и повторить ее, уже не смотря на картинку. Схемы могут быть более сложными или простыми. Можно использовать другие игры с аналогичным смыслом;
  • Рисунки по клеточкам. Задача ребенка – повторить простой рисунок по клеточкам, сначала по пунктиру, потом – самостоятельно. Это развивает еще и умение обращаться с ручкой и карандашом;
  • Задачки по типу «запомни пары»;
  • Активные игры: повторение нескольких жестов подряд, можно под музыку.

Логические задания

Интересные логические игры лучше давать малышу небольшими порциями. Это могут быть такие игры, как пазлы и простейшие конструкторы. Из традиционных логических заданий можно выделить следующие:

  • продолжить логический ряд (используем картинки);
  • найти «тень» для предметов, изображенных на картинке;

Новые идеи для творчества

Ребенок, которому уже три года, умеет рисовать карандашами и красками, а также учится работать ножницами, использовать клей. В этом возрасте творческая энергия начинает проявляться очень сильно: у малыша уже многое получается самостоятельно и это его окрыляет. Творческие занятия лучше проводить отдельно, не смешивая их с другими:

  • дополнение картины элементами;
  • необычные решения (краски для пальчиков, «зеркальные» рисунки, сочетание аппликаций и рисунка);
  • «рваные» и вырезные аппликации, составление силуэтов, картин из геометрических фигур;
  • кулинарные чудеса (украшение бутербродов, тортиков, создание композиций из фруктов вместе с мамой);
  • простые поделки своими руками.

Занятия с детьми 3 лет на познание окружающего мира

То, что было важным для ребенка до этого, остается для него главным и в три года: новые открытия и познание мира. Малыш становится «почемучкой», он спрашивает все и обо всем.

Самый простой и полезный способ проводить занятия – непосредственное участие.

Гуляйте с малышом побольше, и рассказывайте обо всем, что он видит: о растениях и птицах, о магазинах, многоэтажных домах, о погоде, смене дня и ночи.

Познавательные игры – это использование специальных карточек или книжек, где предметы и сюжеты сортированы по категориям.

Игра или серьезное занятие: незаметные рамки для ребенка

Что нужно знать родителям об организации занятий с ребенком 3 лет? Как и прежде, они должны проводиться в такой форме, чтобы ребенок не терял интереса, и с удовольствием занимался. Но превращать занятие в игру полностью тоже не стоит.

Чтобы создать атмосферу непринужденности и азарта, нужно использовать несколько приемов:

  • создавать эмоциональную и позитивную атмосферу, подзадоривать малыша и не забывать хвалить за успехи;
  • использовать яркий реквизит: большие карточки или картинки, кубики, пазлы;
  • не перегружайте малыша заданиями, лучше проводить больше времени с работой над одним или несколькими задачками;
  • придумывайте сюжеты. Каждое занятие должно быть посвящено одной теме, так проще сконцентрировать внимание ребенка;
  • уделяйте занятиям не больше 30 минут, желательно делать это в одно и то же время дня.

Источник: https://active-mama.com/zanyatiya-s-rebenkom-3-let.html

Что должен уметь ребенок в 3 года. Подробное описание физического и эмоционального развития ребенка в 3 года

Познание мира трехлетним ребенком

Вашему чаду исполнилось 3 годика? Поздравляем! Надеемся, вы полны энергии, чтобы наслаждаться всем тем, что ждёт вас впереди, ведь в ближайшие несколько месяцев вам ребёнок превратится в настоящего фантазёра и непоседу. Утром, днём и вечером засыпать вас непрекращающимися вопросами. Научится управлять трёхколесном велосипедом, сможет самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице чередуя ножки.

Он так же сможет нарисовать красивый круг, осмысленно нажимать на кнопки музыкального руля сидя рядом с папой в машине, застёгивать собственную непослушную куртку.

Ваш трёхлетний малыш – будет превращаться в любознайку. Он будет стремительно учиться познавать мир через органы чувств.

Играя, так сосредотачиваться на собственной игре, что сможет игнорировать любые отвлекающие факторы, в том числе и не замечать вас.

Но давайте более детально разберёмся в навыках, которыми должен овладеть ваш непоседа к этому возрасту.

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Физическое развитие ребенка в 3 года

Сразу поясним: все описанные ниже навыки малыш приобретет только в том случае, если папа и мама приложили достаточные усилия для занятий с ним.

Другими словами ребенок в три года никак не сможет ездить на трехколесном велосипеде, если родители не купили ему этот велосипед и не потратили как минимум неделю на обучение катанию на нем. То же самое касается навыков с мячиком и всего остального.

Все что должен уметь ребенок в данном возрасте – это лишь результат тех занятий, которые проводят с ним родители или педагоги в развивающих клубах. И, если ваши усилия достаточны, то ваш маленький непоседа должен уметь:

• уверенно, не покачиваясь стоять 5 секунд на одной левой или правой ножке;

• самостоятельно, без маминой и папиной поддержки подниматься и спускаться по ступенькам лестницы;

• пинать попеременно ножками вперед мяч;

• бросать мяч в руки стоящему напротив человеку;

• бросать мяч в кольцо подвешенное на 1-метровой высоте (не обязательно попадать!);

• ловить мяч из рук другого человека;

• двигаться вперед и назад с совершением поворотов;

• выполнять наклоны вперёд и назад не падая;

• управлять трёхколёсным велосипедом.

Развитие речи у ребенка в 3 года

При оценке речевых навыков в данном возрасте надо обратить внимание на то, что девочки всегда разговорчивее мальчиков, а дети имеющие старших братьев и сестер почти всегда разговорчивее тех кто их не имеет.

И главное – если ваш ребенок в трехлетнем возрасте не очень разговорчив, не переживайте, это вероятнее всего изменится в ближайшие месяцы, или к 4 годам.

Но в самом усередненном случае в 3 года ваш ребёнок должен уметь:

• чётко произносить свое имя, имя мамы и папы, ближайших родственников – сестёр, бабушек и дедушек;

• отвечать на простые вопросы;

• говорить фразами из 5-6 слов;

• говорить внятно не сильно коверкая и не слишком искажая слова;

• рассказывать короткие истории.

В трехлетнем возрасте дети начинают интересоваться всем тем, что видят. Они начинают задавать огромное количество вопросов, главые из которых “почему” и “зачем”

• Зачем папа уходит на работу?

• Почему кошка мяукает?

• Почему лимон кислый? И так до бесконечности.

Родители наблюдают: вопросы, вопросы и еще раз вопросы! И хотя для многих взрослых такая активность детей может быть раздражительной и навязчивой, на самом деле для маленького человечка – это нормальный и важный показатель правильного развития. В результате он накапливает необходимый объем знаний, который позволяет ребенку в 3 года уметь:

• безошибочно называть знакомые цвета;

• правильно понимать понятие: одинаковые – разные;

• уметь притворяться и фантазировать;

• помнить часть прочитанного рассказа;

• понимать счет на пальцах;

• быстро сортировать объекты по форме и цвету;

• складывать несложные карточные головоломки;

• узнавать и характеризовать людей и объекты на картинках и фотографиях.

В трехлетнем возрасте ребенок становится очень шустрым. В этот момент своего развития он должен уметь:

• быстро обрабатывать мелкие предметы;

• легко переворачивать страницы книжек и журналов;

• строить башни из 6 и более предметов;

• резать детскими ножницами бумагу и картон;

• рисовать при помощи карандашей кружочки и квадратики (очень неровные, но примерно напоминающие настоящие геометрические фигуры);

• уметь одеваться и снимать одежду без помощи родителей;

• завинчивать и отвинчивать крышку на пластиковой бутылке;

• поворачивать, нажимать и открывать ручки на дверях.

К возрасту 3 лет дети становятся более независимыми как с физической точки зрения, так и эмоциональной. Дети реже впадают в истерики, не боятся оставаться в садике с воспитателем или с няней, любят общение с знакомыми и посторонними детьми.

Малыши так же становятся более социальными. Ребенок уже может сотрудничать со своими друзьями, соблюдать очередь, показывать первые навыки решения возникающих проблем.

На данном этапе развития, ваш ребенок должен уметь:

• подражать родителям, родственникам и друзьям;

• показывать симпатию к маме, папе, бабушкам, дедушкам, знакомым семьи, друзьям;

• понимать понятия: мое, его, ее, не наше, чужое (слово МОЁ, а точнее ЭТО МОЁ любой ребенок уж точно понимает безошибочно и использует постоянно и дома и в любой песочнице);

• уметь демонстрировать широкий диапазон эмоций, таких как грусть, радость, гнев, огромное счастье или скучно.

В возрасте трех лет воображение детей находится в стадии становления, поэтому родители могут замечать как хорошие, так и плохие его проявления.

Фантазии, притворства и способности играть у детей становятся более интересными и участливыми, но в этом возрасте ребенок может начать разрабатывать нереальные страхи, такие как вера в чудовище живущее в шкафу, страшного зверя живущего на балконе и т.д. Эти страхи следует искоренять, чтобы не травмировать психику ребенка.

Внимание: нельзя ни в каких педагогических целях пугать малыша вымышленными чудовищами под кроватью или за дверью, если вы не хотите впоследствии иметь проблемы с ночными страхами у ребенка.

Злой волк живет в лесу (где-то далеко) – допустимо. Злое чудище живет под твоей кроватью (где-то в доме) – не допустимо никогда. Ребенок должен в своем доме чувствовать себя в полной безопасности.

Мой дом – моя крепость

Первая дружба

В три года дети часто хотят и стремятся иметь друзей. Без помощи родителей дружба не возможно. Поэтому детские психологи часто призывают родителей не препятствовать потребностям ребёнка. Родителям предлагается:

• организовывать встречи с ровесниками;

• посещать общественные игровые детские площадки;

• определить ребенка в спортивную секцию.

Знакомясь с новыми детьми ребенок получит возможность формировать детские отношения, учиться позитивным ценностями и новому опыту. Групповые занятия учат малышей основам игры, подчеркивают коллективность работы и обмена. Они заставляют детей расходовать энергию, правильно двигаться, кувыркаться, плавать, вырабатывать гибкость, преодолевать страх.

Для творческих детей групповые художественные и музыкальные занятия – отличный способ тренировки когнитивных навыков.

Порядок в доме

В этом возрасте малыши обожают помогать родителям. В 3 года почти каждый ребенок должен уметь:

• мыть тарелки в раковине, используя мыльную мочалку;

• ставить свой автомобиль в коробку с игрушками;

• укладывать кукол на полочки;

• складывать грязное белье в бельевую корзину;

• собирать мелкие предметы с ковра;

• протирать пыль с доступных предметов;

• поливать комнатные растения стоящие на подоконнике,

• подметать полы при помощи детского веника.

И самое главное они с большим удовольствием делают это подражая маме и папе. Так они чувствуют себя взрослыми, о чем непременно сообщают при каждом удобном случае: “А я уже взрослый!”

Если родители будут вместе с детьми делать уборку, готовить обед или выполнять домашнюю работу, маленький непоседа будет ощущать себя важной частью семьи и не сможет чувствовать разочарование, подавленность и отстраненность. Ценные привычки заложенные на раннем детстве позволят воспитать в ребёнке хорошего помощника для взрослой жизни.

Процесс питания ребенка в 3 года

К возрасту трех лет дети часто настаивают на самостоятельном кормлении. Если это стремление присутствует у вашего малыша, значит он правильно развивается и взрослеет.

Многие дети в возрасту 3 лет уже умеют употреблять пищу, используя детскую ложку и вилку, пьют жидкости их обычного стакана.

Однако с трёх лет дети начинают осознать, что есть вкусная и не вкусная еда, есть красивые и не очень привлекательные блюда и предпочитают отвергать все то, что выглядит для них не интересно.

Чтобы справиться с проблемой психологи советуют маскировать фрукты и овощи с неинтересной для малышей едой – кашами, поднадоевшими супами и детскими пудингами. В детский рацион следует вводить разноцветные каши, цветные макароны, супы с фигурными компонентами, необычные по форме бутерброды и десерты.

Причины для беспокойства

Основные признаки задержки развития у 3-летнего ребенка:

• невозможность поймать и бросить мяч;

• неспособность подпрыгивать на месте;

• неумение ездить на трёхколесном велосипеде (не смотря на многократно повторяющиеся попытки);

• частые падения, большие трудности при ходьбе по лестнице;

• неспособность держать карандаш, копировать круг, проблемы с рисованием;

• в разговоре ребенок не использует более трёх слов;

• не может складывать башни из трех и более предметов, боится больших объектов;

• испытывает частую тревогу, раздражительность;

• игнорирует детей, не интересуется домашними животными, холодно относится к маме, папе, ближайшим родственникам;

• не понимает и не исполняет простых просьб;

Но не смотря на все вышеизложенное, вы должны понимать – все дети развиваются и взрослеют по разному. Поэтому родителям нет причины волноваться, если ребенок не достиг всех тех вех, которые указаны в медицинских справочниках (или в этой статье). По мере взросления своего малыша родители должны замечать прогрессирующий процесс роста и развития ребенка.

Если прогресса нет и ребёнок остаётся замкнутым, малоподвижным, капризным и явно отстающим от развития сверстников, следует получить консультацию у специалиста. Или просто продолжать заниматься с малышом и терпеливо ждать пока он приобретет все необходимые навыки – а ведь это обязательно произойдет рано или поздно.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a254eb2248090935b04a717/5a5122cc7ddde865f34cc985

Познание ребенком окружающего мира

Познание мира трехлетним ребенком

Если задуматься над вопросом о том, что должно в себя включать дошкольное образование, то на ум приходят классические навыки обучения: чтение, письмо, воспитание, развитие речи и мелкой моторики.

Список может быть очень длинным и содержать большое количество различных навыков и знаний.

Но мало кто задумывается, что все эти навыки являются частью одного более широкого навыка – познания окружающего мира.

Каким образом ребенок познает окружающий мир?

Наделенный с рождения возможностью слышать, видеть, чувствовать ребенок жадно глотает информацию и познает скрытые от него секреты мира.

Взрослым порою сложно понять и подстроится под то, что ребенку все в новинку. То, что кажется обыденным или даже скучным, может представляться ребенку невероятным приключением.

Важно не упустить эту возможность и поддержать интерес к открытиям надолго.

Каждый день глядя на один и тот же предмет ребенок изучает его с разных сторон. Внешний вид, тактильные качества, со временем ребенок начинает искать то, каким образом этот предмет взаимодействует с другими. Пытается узнать, какие звуки получаются при воздействии на разные объекты, какие они на вкус.

Главными в жизни ребенка до 6 лет являются два вида времяпровождения. Игра и деятельность, направленная на извлечение новых знаний.

Эти два типа познания во многом определяют то, насколько в дошкольном периоде ребенок сможет подготовиться к школьной и взрослой жизни.

Игра неразрывно связана с деятельностью по познанию мира, а все занятия должны проходить в форме игры. Но такая связь не говорит о том, что каждая игра ребенка должна быть наполнена видимым для взрослого смыслом.

Ребенок должен иметь возможность выражать свои внутренние позывы самостоятельным проявлением игровой активности.

Влияние младшего возраста на дальнейшую жизнь и характер ребенка существенно. Очень важно для родителей разобраться в том, что и как нужно делать, что бы помочь малышу чувствовать себя комфортно и постигать мир без страха и неуверенности.

Основой для понимания процессов происходящих с ребенком лежит в понимании:

  • каким образом ребенок воспринимает информацию;
  • и как она становится теми знаниями, которыми мы пользуемся не задумываясь.

Основные инструменты восприятия

Каждый здоровый ребенок с рождения наделен пятью сильными и наиболее полными инструментами для восприятия им окружающего мира.

  1. Слух;
  2. Зрение;
  3. Осязание;
  4. Обоняние;
  5. Вкус.

Именно эти пять инструментов становятся тем мостиком между миром и ребенком. Используя различные механизмы для познания, благодаря этим инструментам, стимулируется полноценное развитие нового человека.

Для того чтобы помочь ребенку овладеть всеми необходимыми навыками родители должны понимать какими механизмами пользуется ребенок.

Механизмы познания окружающего мира

Первичный механизм, которым пользуется ребенок сразу после рождения это – чувственное восприятие. Новорожденный еще не осознает, но слышит, видит и чувствует все то, что происходит вокруг него.

Благодаря этому механизму он составляет первое впечатление об окружающих предметах, запоминает свои ощущения и формирует базовый опыт. Этот опыт приводит в действие механизм наблюдения. Еще не умеющий передвигаться в пространстве ребенок получает новый опыт, сравнивая и отмечая разницу в окружающем его мире.

Стремление к изучению новых сторон жизни побуждает ребенка развиваться физически и стремиться освоить новые навыки, которые позволят ему достигнуть новых горизонтов. Таким образом, ребенок начинает двигаться и изучать предметы, которые ранее ему были недоступны. Мир наполняется огромным количеством разнообразных новых ощущений и опыта.

Накопление большого количества знаний стимулирует логическое мышление для обработки постоянно поступающих знаний. Включение логики побуждает малыша экспериментировать и моделировать, используя то, что было получено ранее для получения новых знаний.

Уже с получением первого опыта от экспериментов в голове ребенка начинает работать механизм постижения мира при помощи дополнительных средств, технических приспособлений и орудий деятельности.

Таким образом, от первых звуков, ощущений и картинок ребенок переходит к полноценному изучению окружающего. Способный пользоваться пятью механизмами ребенок, может понять большое количество информации, а при помощи родителей обработать ее быстрее и качественнее.

Сроки и скорость включения различных механизмов в жизни ребенка зависят от того, какой из инструментов восприятия является основным от природы.

Одни дети больше любят слушать, другие рассматривать, а третьи непоседливы и стремятся что-нибудь разобрать или сломать.

Различие детей по темпераменту заложено от природы и вызвано тем, что у разных детей восприятие нового идет по разным каналам. Кто-то лучше понимает услышанное слово или музыку, кто-то жаждет увидеть.

В зависимости от того, что лежит в основе и формируется характер исследования мира ребенком.

Правильным способом помощи в изучении окружающего мира ребенком будет определение того, какой канал восприятия мира наиболее развит у ребенка.

Каждый родитель мечтает о счастливой, успешной, красивой жизни для своего ребенка, стремится дать как можно больше с самого раннего возраста. Понимая, что…

Для жизни каждого человека необходимым является понятие времени суток и промежутка, который должен пройти между разными событиями. Время — абстрактное понятие, которое…

Каждый ребенок, независимо от основного канала восприятия информации, в возрасте до 6-7 лет познает мир через игру. Этот способ познания нового становится…

Принятие факта важности в помощи ребенку в постижении окружающего мира является началом для правильного воспитания ребенка. Но у многих родителей может появиться…

Нашим крохам достаточно тяжело дается понимание абстрактных понятий. Оно и ясно, такие вещи как время нельзя потрогать или увидеть. Тем не менее,…

Каждый день наши малыши учатся чему-то новому, познавая этот удивительный мир. Одна из вещей, которым им предстоит научиться – ориентироваться в пространстве….

С самого рождения малыши всё время находятся в процессе обучения! Недавно мы учили наших крох цифрам, а сегодня мы расскажем вам одну очень простую…

Источник: https://kukuriku.ru/obuchenie/okruzhayushhij-mir/

Как ребёнок познаёт окружающий мир? – ВашПедагог

Познание мира трехлетним ребенком

29 Март 2016      admin74       страница » Развитие детей        4421

Чтобы понять, как дети взаимодействуют с миром и познают его, можно понаблюдать за малышами. В основном познание мира ребенком начинается в двухлетнем возрасте. Все, что его окружает, становится объектом исследования: игрушки, домашние животные, люди, обстановка и т.д.

Его опыт нельзя назвать упорядоченным, ведь малыши не систематизируют свои знания, а лишь получают впечатления, но это  очень важно для последующего восприятия мира. Информация, запечатленная в сознании в нежном возрасте, становится основой, стержнем, на который «нанизываются» дальнейшие знания об окружающем.

Именно в этот период нужно расширять кругозор ребенка, знакомить его с разными сферами быта. Хорошо, если родители дают пояснения, обращая внимание малыша на людей, которые живут рядом, называя своими именами вещи. Полезно говорить ребенку: «Ты – Коля. Где у Коли глазки, ручки? и т.д.» Так происходит самоидентификация малыша в мире.

К трем годам познание мира ребенком приводит его к освоению природы, окружающей среды. В привычной обстановке он уже ориентируется хорошо, а вот мир парка, леса, общественных мест становится для него истинным открытием! Взрослым стоит привлекать его внимание к разным явлениям природы: ветру, снегу, дождю.

Полезно вместе с ребенком наблюдать за поведением животных, например, в зоопарке. Покажите, как звери заботятся о своих детках, как купаются, кушают и т.д. Для малышей это ново и очень интересно!

С пяти-шести лет познание окружающего мира детьми дошкольного возраста может происходить в путешествиях. Они уже достаточно разумны, любопытны, впечатлительны, способны надолго удерживать в памяти информацию о достопримечательностях. Путешествия – замечательное средство для развития кругозора, памяти, речи детей, источник новых знаний о традициях и образе жизни других народов и стран.

Деятельное познание ребенком окружающего мира

Лучше всего окружающий мир дети познают, активно воздействуя на него. Важно, чтобы с самого раннего возраста в них формировалось чувство ответственности за свои поступки. Какие действия полезны для познания мира ребенком?

  • Физический труд. Давая детям посильные задания по расчистке дорожек от снега, созданию весенних запруд с целью снегоотведения и т.д., взрослые показывают, что собственным трудом человек может преображать окружающий мир
  • Уход за живыми существами. Наличие животных в доме или в приусадебном хозяйстве – отличный способ приобщить ребенка к уходу за ними и изучению их повадок, привычек. Нужно заинтересовать ребенка наблюдением за «братьями меньшими», показать, как они отзывчивы на доброту и ласковое слово, как бескорыстно служат человеку
  • Работа в саду и огороде, комнатное цветоводство. Если с юного возраста приобщать ребенка к работе на собственной маленькой грядке в саду, это благотворно скажется на его мировосприятии. С каким удовольствием малыши поливают свои морковки и огурчики, с какой гордостью угощают ими мам и пап! Да и дома уход за собственным, «самым лучшим», цветком доставит им много радости.

Источник:

Ребёнок познаёт мир: врождённые способы познания

Когда вы весенним ярким утром переступите порог дома и окажетесь на улице, что может привлечь ваше внимание? Распустившиеся на окнах фиалки или на удивление светлые одежды прохожих? А может, тёплые лучи весеннего солнца и порыв ветра, спутавший волосы и взметнувший полы одежды? Или, может, ваше внимание привлечёт рёв соседской машины, и вы небрежно поинтересуетесь у соседа, когда же он, наконец, соберётся поставить на это чудовище надёжный глушитель?

Смею заверить вас, что вы не случайно выбрали объектом вашего внимания, прежде всего зрительный образ, физические ощущения или звук.

В нашей жизни мы естественно используем для понимания окружающего мира все свои органы чувств, но при этом бессознательно отдаём предпочтение одним, а не другим.

Эта врождённая способность диктует нам, какой способ познания лучше выбрать – зрительный, слуховой или осязательный, — и предопределяет выбор объекта внимания и быстроту восприятия. Довольно часто на основе врождённого приоритета формируется наше отношение к процессу познания в целом.

Визуальный, слуховой и кинетический типы восприятия

Значительная часть нашего потенциала, определяющего последующие достижения, заложена в нас уже при рождении. Естественно, когда мы взрослеем, нам хочется думать, что мы полностью воспользовались этим потенциалом.

Однако большинство из нас, вспоминая трудности, с которыми мы сталкивались в детстве в процессе познания, а также отсутствие интереса ко многим школьным предметам, вполне обоснованно предполагают обратное.

Разве мало бывших отличников, оказавшихся впоследствии неспособными вести серьёзные проекты в силу отсутствия элементарных навыков общения с коллегами и клиентами? Разве мало красноречивых ораторов, так и не сумевших написать ни одного пособия или учебника из-за отсутствия навыков письменной речи? Или мало нам встречалось крепких ребят, бывших в школьные годы великолепными спортсменами и принятых из-за этого самыми престижными университетами чуть ли не автоматом, которые так и не смогли выдержать свалившиеся на них учебные нагрузки? К счастью, теперь у родителей и педагогов есть возможность избавить ребёнка от столь печальной судьбы.

На протяжении нашей жизни мы познаём окружающий мир, поглощая и используя различные виды информации.

Исследователи и педагоги часто ссылаются в своих работах на различные типы аудитории: визуальную, слуховую и кинетическую, или тактильную, в зависимости от того, каким образом эта аудитория в основном воспринимает информацию – глазами, ушами или посредством осязания. Для описания способов познания мира детьми используют такие термины, как «зритель», «слушатель» и «деятель».

Годы работы с маленькими детьми убедили в существовании связи между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками и успешной учёбой ребёнка, а также его умением держаться в коллективе. Без всякого сомнения, хорошее развитие вышеуказанных навыков делает ребёнка более счастливой и цельной натурой. А значит, эта проблема требует серьёзного внимания со стороны родителей и педагогов!

Есть ли какая-то связь между полом ребёнка и приобретённым способом познания?

Существует мнение, что девочки вписываются в школьную среду легче, чем мальчики. Однако однозначно утверждать это нельзя.

Девочки часто предпочитают слуховой способ познания, поскольку они более восприимчивы к звукам, а также таким общественным проявлениям, как артикуляция, подбор слов и интонации. У них обычно шире словарный запас, и говорить они начинают раньше мальчиков.

В то же время, у мальчиков наблюдаются более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более чёткое чувство пространства, чем у девочек.

Таким образом, мальчики чаще всего относятся к «зрителям», обладающим навыками, которые затем помогут им в школе, или к «деятелям», которым учение не будет даваться легко. Естественно, существует множество исключений из этого правила.

Мы знаем великолепно координированных женщин – спортсменок и актрис, мужчин ораторов и композиторов. Важно напомнить, что способы познания не всегда бывают однозначно выражены и порой встречаются в комбинированном виде, например «зритель-деятель», «зритель-слушатель».

Вместе с тем значительное количество людей предпочитают один, вполне определённый и чётко выраженный, способ познания.

Источник:

Ребенок познает окружающий мир

Ранний возраст — период активного исследования различных свойств предметов, их формы, величины, простых причинно-следственных связей, характера движений предметов и их соотношений. 

Годовалый малыш поражает взрослых неиссякаемым интересом ко всему окружающему. Психологи заметили удивительную привлекательность для маленьких детей самых мелких предметов. Сидя на стульчике, ребенок может необычайно долго разглядывать крошки хлеба или печенья, маленького жучка, ниточку.

Он смотрит на них, пытается взять в руку, вертит, перекладывает с места на место, пробует на вкус, кладет на другие предметы. Одно из любимых занятий, которое часто доводит взрослых до изнеможения — выбрасывание предметов из кровати или манежа и наблюдение за результатом своих действий.

Ребенок все время меняет положение предметов, изучает их под разным углом зрения. Одновременно происходит тренировка его моторных способностей, мелких мышечных движений.

Малыши могут часами вкладывать и выкладывать предметы из коробки на стол и, наоборот, открывать и закрывать крышки банок, ящики и дверцы шкафов.

Вплоть до трех лет дети используют для изучения предметов один из генетически первых способов ознакомления с ними — через рот (лижут, надкусывают).

Интересуют детей и крупные вещи, с которыми они пытаются обращаться так, как это делают взрослые. Они обожают включать и выключать телевизор, вертеть шланг пылесоса, раскачивать абажур, разглядывать машины на улице, витрины магазинов. Еще одна страсть детей этого возраста — игры с водой и песком.

Пожалуй, нет других таких же подвижных и изменчивых субстанций, как эти.

Расходящиеся круги по воде, исчезновение в ней предметов, приятные тактильные ощущения, меняющееся отражение, придание влажному песку любой формы и мгновенное разрушение ее — весь этот калейдоскоп впечатлений буквально завораживает ребенка, каждое такое изменение для него — открытие.

Огромное удовольствие доставляют детям игры с мячами. Их можно закатывать в разные углы, подбрасывать вверх, ими интересно перекидываться с кем-либо из взрослых или сверстников, на них можно лечь и плавно покачиваться — в общем, производить массу разнообразных действий.

Дети любят также играть с игрушками, которые имеют подвижные детали: куклами, у которых части тела можно сгибать и разгибать по своему усмотрению, а одежду снимать и надевать, машинками со свободно вращающимися колесами, открывающимися дверками, поднимающимися кузовами, куда можно складывать различные предметы и возить по комнате.

И, наконец, дети раннего возраста любят все, к чему прикасаются руки взрослых. Неважно, чем они заняты — подметают пол, разговаривают по телефону или варят обед,- ребенок сразу же стремится завладеть привлекательным предметом или присоединиться к их действиям.

Оставшись наедине, он начинает воспроизводить увиденное, что подчас выглядит очень комично.

В 2,5-3 года дети проявляют повышенный интерес к различного рода постройкам из кубиков, брусочков. Они проводят много времени за строительством башен, крепостей, мостов. В этом же возрасте возникает интерес детей к книгам. Вначале их привлекает только процесс переворачивания страничек.

Неважно, что книга лежит на коленях вверх ногами, — интересно то, что можно изменять положение страниц, а иногда, чего греха таить, и вырвать из нее парочку листочков, пока мама не видит. Почти все дети в этом возрасте любят рвать газеты, бумагу. Видимо, и здесь их привлекает возможность быстрого изменения формы и размеров листов.

Но постепенно, с помощью взрослых, ребенок научается видеть, что книжка — это не только много соединенных вместе листочков. Она оставляет массу более интересных впечатлений — в ней знакомые и незнакомые предметы в ярком изображении, неожиданные сюжеты.

Источник: https://65-school.ru/detyam/kak-rebyonok-poznayot-okruzhayushhij-mir.html

как дети познают окружающий мир

Познание мира трехлетним ребенком
style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”
data-full-width-responsive=”true”>

Здравствуйте, дорогие гости нашего блога! Сегодня речь пойдет о том, как дети познают окружающий мир. Расскажем, почему не надо ругать годовалого малыша за разбрасываемые вещи. Узнаете также как игры помогают развитию речи ребенка. И много другого интересного в нашей статье!

Ребенок изучает окружающий мир

Бух! Опять погремушка упала на пол. Восьмимесячный Сережа сидит на высоком детском стульчике, показывает вниз и полный ожидания, смотрит на маму сияющими глазами: надо поднять.

Только она успела подобрать игрушку, как все начинается сначала: несколько сильных ударов по столу, потом погремушка летит вниз. До тех пор, пока мать не теряет терпение. «Ты же вообще не хочешь играть. Наверное, ты хочешь меня позлить?» Нет, он вовсе не хочет ее позлить.

То, что он бросает на пол все, до чего может дотянуться, — в этом и состоит игра.

Удовольствие, испытываемое при этом, и врожденное любопытство заставляют ребенка неустанно повторять свои действия. Еще раз, еще раз! Эта фаза между шестым и двенадцатым месяцем жизни характерна для поведения «первооткрывателя».

Как дети познают мир

То, что родителям часто кажется бессмысленным, способствует умственному развитию младенца. Складывая в коробку и снова вынимая какие-нибудь предметы, ударяя кубик о кубик, шлепая связкой ключей по столу, в десятый раз хватаясь за папины очки, он узнает массу нового о своем маленьком мире: то, что вещи легкие или тяжелые, большие и маленькие, грубые или мягкие, громкие или тихие.

Постепенно он начинает понимать, что что-то остается в наличии, даже, если оно исчезло из его поля зрения. И узнает, что может чего-то добиться своими действиями. Например: игрушечная утка приблизится к нему, если потянуть за шнур. Устраивать шум вместе вдвойне приятно.

Для вашего малыша деревянная ложка вначале всего лишь средство для определенной цели. Он радуется движению, шуму. Примерно с 9-го месяца он понимает: надо бить по кастрюле — тогда будет музыка.

Развитие речи и познание окружающего мира

О том, что девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики, знают все. Побеседовать с маленькой дамой чаще всего можно уже года в два.

Она охотно расскажет, кто купил ей новое платье и какое красивое есть еще одно дома… Мальчики более сдержанны и часто молчат почти до трех лет. Раньше этого времени не стоит бить тревогу и обращаться к врачу. Но еще до того, как ребенок заговорит, некоторые симптомы указывают на то, что не все благополучно.

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”
data-full-width-responsive=”true”>

У грудничка — это монотонное гудение на одной букве, вместо лепета. Или обильное слюноотделение, которое не прекращается даже тогда, когда не растет очередной зуб. Или слегка приоткрытый ротик с трогательно высунутым язычком. В этих случаях лучше обратиться к врачу-специалисту, который осмотрит строение речевого аппарата вашего ребенка.

Для того, чтобы ребенок заговорил вовремя, очень полезно с самого рождения разговаривать с ним медленно и четко, как с иностранцем, изучающим русский язык, петь перед сном песенки, или, когда вы заняты и не можете уделить ему внимания, включать проигрыватель со сказками или легкой музыкой. Огромное влияние на развитие речевого аппарата оказывает так называемая «мелкая моторика» — умение пользоваться своими пальчиками.

Развитие мелкой моторики и речь

Они в начале жизни очень непослушные. Как можно раньше доверьте вашему ребенку ложку. Уборки будет много, но польза несомненна. Познакомьте его с пластилином. Маленькому человечку слепить что-то сразу вряд ли удастся, но он может катать разноцветные шарики или размазывать пластилин по картонке. Не забудьте купить мозаику — это еще одна очень полезная игра для рук.

Мозаику выбирайте с самыми крупными бусинками, тогда за ними легче будет уследить. Вообще, игры с мелкими предметами полезны как для рук, так и для развития речи.

Но здесь вас подстерегает серьезная опасность — все игрушки могут оказаться во рту и даже в желудке. Поэтому лепить из пластилина можно только со взрослыми, под их наблюдением.

Сейчас в магазинах появился так называемый «съедобный» пластилин.

Стоит он чуть дороже обычного, но зато, если он попадет в рот, вреда не причинит. Мелкие же предметы можно нанизать на прочную веревку, получатся так называемые детские четки, ребенок с удовольствием будет их перебирать, а вы сможете ненадолго от него отойти по своим делам.

Ваш ребенок уже говорит. Отлично! Вот только не все буквы произносит. Нет «л», вместо «р» вообще пропуск… Не беда. После трех лет, ближе к четырем, если эти звуки не появятся сами, их поможет «отыскать» врач-логопед.

Рекомендуем также обязательно прочитать статью «Мелкая моторика и речь ребенка». С момента рождения и всю дальнейшую жизнь руки человека неустанно функционируют. Доказано, что мелкая моторика и речь человека взаимосвязаны. Интеллектуальное развитие любой личности представляет собой непрерывный процесс обучения.

Китайцы уже давным-давно увидели взаимосвязь между человеческим интеллектом и мелкой моторикой. Они считают, что добиться гармонии тела и умственной деятельности можно с помощью специальных упражнений для развития подвижности пальцев рук. Это вполне понятно, ведь на пальцах рук находится большое количество нервных окончаний.

Стимулирование этих мест благоприятно сказывается на развитии всего организма.

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”
data-full-width-responsive=”true”>

Источник: https://superwoomen.ru/semya-i-deti/kak-deti-poznayut-okruzhayushhij-mir.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.