Основные требования к классу и другим помещениям школы

Содержание

Основные положения СанПиН для школ

Основные требования к классу и другим помещениям школы

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступили в силу 1-го сентября 2011 г. Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.

Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни. Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа.

К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек. Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений.

Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили.

Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым. Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.

Если вы заметили нарушение требований документа, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор.

Территория школы

Школьный двор в обязательном порядке должен быть огорожен забором и иметь озеленение не менее чем на 50% территории и быть освещённой в тёмное время суток.

Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь. При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха. На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле – трава.

Заниматься на сырых площадках, а также при наличии на них ям и выбоин запрещено.

Территория школы должна содержаться в чистоте.

Здание школы, помещения и их оборудование

В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.

Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты – отдельно для мальчиков и девочек.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.

Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями. А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец. Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.

Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены.

Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами.

Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.

Начальные классы

В старых зданиях желательно, в новых – обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке. Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый – не выше третьего этажа.

Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. См. таблицу «Размеры мебели и её маркировка».

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
  • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Старшие классы

Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.

Группа продлённого дня

Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.

Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.

Образовательный процесс

Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов – см. таблицу. Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.

Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

  • для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
  • для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.

Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать нормативам – см. таблицу.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.

Ученики

Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.

А ещё вам может быть интересно:

Ответы на частые вопросы о СанПиНе для школ

Источник: http://YarMalysh.ru/oficialno/sanitarnye-pravila-i-normy-dlya-shkol/osnovnye-polozheniya-sanpina-dlya-shkol

Рабочее место ученика в классе: требования к организации

Основные требования к классу и другим помещениям школы

Здоровье школьника зависит не только от правильного питания и достаточного количества сна, но и от правильной организации учебного процесса. Рабочее место ученика в классе: требования к организации.

Требования к режиму дня, учебной нагрузке

Режим дня для ребенка обязательно должен быть подобран в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья, учебной нагрузкой, увлечениями.

Образовательную недельную нагрузку школьника необходимо равномерно распределять в течение учебной недели. Расписание его уроков должно быть раздельным для обязательных и факультативных занятий.

Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Требования к освещению, помещениям

Учебный класс в обязательном порядке должен иметь естественное освещение. Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся. Световые проемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Помещения начальных классов, лаборантских, специализированных учебных кабинетов (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетов домоводства оборудуются умывальными раковинами.

Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.

Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум.  В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

Площадь на 1 обучающегося в классе должна составлять не менее 2,5 м2 при фронтальных формах занятий; не менее  3,5 м² при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Требования к учебной мебели

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и др.) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Ученическая мебель должна быть изготовлена из безвредных для здоровья детей материалов и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Кабинеты физики и химии оборудуются специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости  учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Наиболее оптимальным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования является школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости.

Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7–15º.

Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся,  должны соответствовать значениям, приведенным в таблице.

Таблица

Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 Группа роста(в мм) Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) Цветмаркировки Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)
1 1000-1150 460 Оранжевый 260
2 1150-1300 520 Фиолетовый 300
3 1300-1450 580 Желтый 340
4 1450-1600 640 Красный 380
5 1600-1750 700 Зеленый 420
6 Свыше 1750 760 Голубой 460

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм – 750 мм, 1300-1450 мм – 850 мм и 1450-1600 мм – 950 мм. Угол наклона столешницы составляет – 15-17◦.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7–10 мин, а для обучающихся П-Ш ступени образования – 15 минут.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения   рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий. При сидении на стуле ступни должны полностью стоять на полу, а спина – иметь опору. Письменный стол, за которым ребенок делает уроки, должен быть на 20-30 см выше локтя опущенной руки.

Требования к расстановке мебели в учебном классе

Расстановка мебели  в учебном классе должна выполняться с учетом следующих требований расстояний в см:

  • от первой парты до учебной доски – не менее 240;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;
  • высота нижнего края учебной доски над полом — 70-90;
  • расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели — не менее 300.

Требования к классной доске

Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими  гигиеническим требованиям.

При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м. до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II — III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Помните, соблюдение данных требований является гарантией сохранения и укрепления здоровья Вашего ребенка, профилактикой заболеваний, связанных с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата, таких как миопия, сколиоз, кифоз.

Источник: Роспотребнадзор по Красноярскому краю

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Еще статьи:

Мониторинг эффективности школы. Чем привлекательна работа в школе — взгляд учителей

Типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ работникам геологических, землеустроительных работ утверждены

Правила по охране труда в организациях связи утверждены

Обучение профсоюзного актива. Фактор качества профсоюзной работы.

Источник: https://olgasofronova.ru/rabochee-mesto-uchenika-v-klasse-trebovaniya-k-organizatsii.html

СанПиН 2.4.2.2821-10 с изменениями 2019 год для школы

Основные требования к классу и другим помещениям школы

Пребывание детей в учебном учреждении должно быть безопасным икомфортным, отвечать строгим требованиям, предъявляемым к работе школ идругих центров образования. Главный документ, рассматривающий вседетали, обеспечивающие санитарно-гигиенические нормы работы этихучреждений, – СанПиН.

Основные цели документа – сделать доступнымобеспечение безопасности детей в школах и гарантировать создание такихусловий в стенах образовательных заведений.

Скачать СанПин для школ 2019

Скачать санитарно-эпидемиологические нормы иправила (СанПиН) для школ с поправками, актуальными на 2019 год, выможете на нашем сайте по ссылке

Одними из важных для школ стали требования СанПиН кобщеобразовательным учреждениям, обеспечивающие безвредность имеющейсясреды для учебного процесса и приемлемые условия на тех территориях,где обучаются дети.

Правила непреложны к выполнению, следовать имобязаны все. СанПиН постоянно дополняют и вносят изменения.

Поэтомурассмотрим некоторые вопросы, которым уделил внимание«новый» СанПиН для школ, важность их следует учестьи при утверждении норм и техдокументации учреждений образования.

Цель этого документа – обеспечение и соблюдениепредъявляемых требований для организации эффективного и безопасногопроцесса обучения. В СанПиН для школы прописано, что каждый центробразования должен быть обеспечен компьютерной техникой по современнымстандартам, доступным интернетом, спортзалом, столовой, канализационнойсистемой, теплой водой и холодной.

При выполнении этих пунктов вниманиебудет заостряться на учебном процессе, а не на разрешении каких-либобытовых неурядиц. Эти требования распространяются не только нагосударственные учреждения, но и на частные школы и образовательныезаведения.

Несоблюдение СанПиН для образовательных учреждений можетпривести к разного рода ответственности и штрафам, в зависимости отнарушения.

Трансформации, зафиксированные в законе на начало 2018 года вСанПиНы для школы, коснулись нескольких аспектов.

Требования к школьным помещениям и оборудованию:

  • школа обязана обеспечить на своей территории место подорганизацию стоянки транспорта для перевозки учащихся;
  • учебное заведение, состоящее из нескольких зданий, должнобыть обеспечено переходами-сообщениями, оснащенными системой ихотопления;
  • устанавливать туалеты для учеников на улице запрещено,когда центральная канализация отсутствует (нужно обеспечить установкувнутренней канализации)

Специфика образовательного процесса:

  • количество учащихся находится в прямой зависимости отплощади учебного заведения, которой школа располагает для каждогоученика;
  • СанПиН по школам определяет максимально позволенноеколичество уроков по возрастам школьников: расписание должносоответствовать нормативам (к примеру, для первоклассников не разрешеноболее, чем четыре урока в день, у выпускников допускается 7-8);
  • для учащихся первых классов в учебном году могут бытьпредусмотрены дополнительные каникулы;
  • преподаватели обязаны раз в 2 года пройти переподготовку, апосле – переаттестацию.

Школьный общепит:

  • школа обязана обеспечить свободный доступ к водоснабжению;
  • качество продуктов для питания и питьевой водыадминистрации школы контролирует согласно нормы СанПиН для школ;
  • каждый, кто работает в школьной столовой 2 раза в годобязан пройти медосмотр и т.д.

Отдельно большое внимание СанПиНы для образовательныхучреждений 2017 г уделяет питьевому режиму. Организация этого процессадолжна постоянно находиться под контролем руководства школы. В школепредусматривается обеспечение учащихся водой для питья согласно саннорм.

Предусматривается 2 варианта осуществления питьевого режима:стационарные фонтанчики для питья и вода из емкостей с расфасованнойводой. К местам питья в школе необходимо обеспечить доступ напротяжении всего времени пребывания детей в образовательном заведении.

Фонтанчики для питья предусмотрено оборудоватьограничительными кольцами вокруг вертикальной подачи воды. Высота ихдолжна соответствовать, как указано в СанПиН для школ (с изменениями),не меньше 10 см.

Организовывая режим питья из бутылок с водой, школа должнаобеспечить учащихся необходимым количеством чистой посуды для питья (изстекла и фаянса в столовых, одноразовой посудой — в учебныхкомнатах и спальных помещениях), а еще подносами с маркировкой длячистых и использованных стаканов или чашек, либо контейнерами— для попользованной экспресс-посуды.

СанПиН по школам действующий заостряет внимание на том, что,используя установки с дозаторами для питьевой воды из емкостей,обязательно менять емкость не реже 1 раза в 2 недели.

Когда в населенном пункте нет централизованного водоснабжения,школьный СанПиН, действующий на сегодня, регламентирует, чтообеспечение питьевого режима для учащихся происходит исключительно сиспользованием бутилированной воды, строго контролируя ее розлив. Такаявода для детских учреждений должна иметь документальное подтверждениесвоего качества и безопасности. Разрешено устанавливать кулеры спитьевой водой в классах.

Роспотребнадзор строго рекомендует помнить, что кулер илимеханическая помпа для воды требуют ухода по всем правилам, иначе онимогут нести опасность.

Известно немало фактов, когда в таких кулерах сводой обнаруживали слизь, плесень, колонии бактерий и неорганическиепримеси из-за нерадивого отношения к гигиене.

В таких ситуацияхпотребление воды из кулера может служить причиной кишечных расстройств,поэтому важно соблюсти все санитарно-гигиенические нормы в школе приорганизации режима питья.

Пользуясь кулером для обеспечения школьников водой для питья,следует выполнять и рекомендации Международной ассоциациибутилированных вод (IBWA), следовать инструкциям эксплуатации кулеров.

СанПиН в школе обязывает обеспечить санобработку и дезинфекцию емкостейот микробов, освобождение его от осадков и регулярное мытье.

Дляобеззараживания нужно применять моющие растворы, позволенные СанПиН(работы 2017), имеющие официальную регистрацию в РФ и инструкциюприменения.

При соблюдении всех норм пользование водой из кулеров станетбезопасным, чего требует СанПиН школы.

Оснащение классов в школе по СанПиН

Санитарно-эпидемиологические требования к образовательнымучреждениям рассказывают о многих деталях, на которые нужно обратитьвнимание как преподавателям, работающим в этих классных комнатах, так ируководству заведений, и родителям, чьи дети проводят время учебы вэтих помещениях.

Многие требования претерпели очередные изменения, новажно понимать, что между «запрещено» и«рекомендовано» находится большая разница. Читаязакон, следует внимательно рассматривать эти понятия.

Итак, требованияСанПиН к организации рабочего пространства кабинета останавливаются наследующих моментах:

«7.1.9. Для рационального использования дневногосвета и равномерного освещения учебных помещений следует:

  • не закрашивать оконные стекла;
  • не расставлять на подоконниках цветы, их размещают впереносных цветочницах высотой 65 – 70 см от пола или подвесных кашпо впростенках между окнами;
  • очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но нереже 2 раз в год (осенью и весной)»

На родительском собрании каждый педагог должен довести дородителей СанПиН нормы для школы, разъяснив, что размещение цветов наокнах запрещено, чтобы освещенности рабочих мест учеников быламаксимально полезной для детей.

Важно, чтобы на пути света не возникалоникаких препятствий и ничего не мешало свободному освещению парт даже вряду, стоящем у стенки, противоположной той, которая оснащена окнами.

Параллельно с тем, гигиена в цветочных горшках часто находится не надолжном уровне, нередко там заводятся насекомые, которые могут статьпричиной совершенно нежелательных результатов.

В-третьих, нередкифакты, когда дети, особенно в младшей школе, любят пробовать на вкуслисточки растений, а у многих комнатных цветов они бывают ядовитыми илис эфирными маслами, которые вызывают аллергические реакции ушкольников. Безопасность пребывания детей в школе должна стоять напервом месте.

СанПиН по школе рассматривает и вопрос того, как должнывыглядеть полы в классных кабинетах, каким нормам соответствовать. Этоочень немаловажно, потому что ситуации бывают самые непредвиденные.Например, передвигаясь в классе, ученик может находиться в обуви,которая скользит на мокрой поверхности.

Если полы выполнены изскользкого материала, это может стать причиной травмирования школьника, или, как минимум– его падения. А это очень нежелательно. Важность такогомомента безусловна.

Поэтому СанПиН разъясняет, какие полы в учебныхпомещениях должны иметь покрытия, какой краской быть покрашены и какуюструктуру сохранять:

«4.29. Полы в учебных помещениях и кабинетах ирекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие илилинолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плиткидолжна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение.

Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов имеханических повреждений».

Делая ремонт, обязательно нужно свериться с СанПиН для школы,последний (скачать), чтобы создать максимально комфортные и безвредныеусловия обучения детям и работы педагогам.

В новых зданиях для целейобразования при подготовке техдокументации и введения в эксплуатациютоже следует руководствоваться требованиями норм СанПиНа в школе.

Этотдокумент подетально уделяет внимание организации рабочего пространствакабинетов, где ежедневная работа учащихся должна проходить эффективно ибезопасно, а контроль за этим обязательно должно осуществлять ируководство школ, и родительские комитеты.

СанПиН для школы (скачать последний вариант) описывает:

  • высоту потолков;
  • какого цвета могут быть стены в классах и в самой школе;
  • как должна выглядеть, каким цветом следует покрасить доскув классе;
  • может ли быть в классной комнате шкаф для верхней одеждыучеников;
  • как должна выглядеть входная дверь в класс.

Каждый класс, кроме окон и цветов, полов и стен, обязательнонаполняется мебелью, которая служит целям обучения. Это особенно важныйэлемент, не столько в дизайне помещения, как в обеспечении аспектов,касающихся здоровья и удобств учащихся.

Мебель –это и шкаф, ирабочая доска, и парты со стульями, которыми ежедневно и многочасовопредстоит пользоваться учащимся как младшей, так и старшей школы.

СанПиН по школам новый предписывает, что каждому учащемуся обязательнодолжно предоставляться рабочее место (за партой или столом, игровымимодулями) в соответствии с ростовыми особенностями школьника:

«5.2. В зависимости от назначения учебных помещениймогут быть использованы различные виды ученической мебели: школьнаяпарта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные,чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие.Табуретки или скамейки вместо стульев не используют»

Мебель для школьников следует приобретать только ту, чтоизготовлена из сырья, безопасного для здоровья детей. Она должна бытьбезопасной и соответствующей росту и особенностям возраста школьников,отвечать требованиям эргономики.

СанПиН 2017 для школы описывает и то,на каком расстоянии парты должны находиться от поверхности сидений,какие иметь регуляторы для рабочих плоскостей парт, и каким должен бытьугол наклона парт и многое другое относительно мебели для учеников.

Школьная мебель для учащихся имеет размеры, соответствующиеросту детей. Нормы СанПиНа в школе 2017 года подчеркивают, что размерысидений и парт должны соответствовать значениям, приведенным в таблицениже.

Таблица

«Размеры школьной мебели и ее маркировка»

Номера мебелипо ГОСТам 11015-93 11016-93 Группа роста (в мм) Высота над полом крышки края стола, обращенного кученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу11016-93 (в мм)
1 1000 – 1150 460 Оранжевый 260
2 1150 – 1300 520 Фиолетовый 300
3 1300 – 1450 580 Желтый 340
4 1450 – 1600 640 Красный 380
5 1600 – 1750 700 Зеленый 420
6 Свыше 1750 760 Голубой 460

Допускается совмещенный вариант использования разных видовученической мебели (парты, конторки).

Несоблюдение правил СанПиН в образовательных учрежденияхнередко становится причиной проблем со здоровьем у учащихся, нарушаяработу зрения, осанку, концентрацию внимания, вызывая головокружения,апатию, обострение аллергии и многое другое. Поэтому, в каждой школеобязательно должны соблюдать требования СанПиН для школ икорректировать, сверяя с правилами работу образовательных учреждений.

Источник: http://gimn3-prol.narod.ru/sanpin-dlya-shkoly-na-2019-god-s-izmeneniyami.html

Противопожарные требования для школ 2019 (НОШ, ООШ, СОШ)

Основные требования к классу и другим помещениям школы

Ознакомиться с обязательными общими требования к обеспечению пожарной безопасности можно на нашем портале:

В данной статье остановимся на специальных требованиях  (по пунктам), которые необходимо соблюсти при проектировании, строительстве и эксплуатации общеобразовательных организациях (начальных образовательных школ, общеобразовательных школ, средних образовательных школ).

Противопожарные требования для образовательных учреждений приведены в следующих нормативных документах действующих в 2019 году:

Выделим несколько наиболее важных требований приведенных в данных документах:

Согласно ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:

Статья 32. Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности

1. Здания (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений — помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на:

4) Ф4 — здания образовательных организаций, научных и
проектных организаций, органов управления учреждений, в том числе:

а) Ф4.1 — здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;

Статья 83. Требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации

7.

Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 — с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Статья 71. Противопожарные расстояния от зданий и сооружений автозаправочных станций до граничащих с ними объектов защиты

5. Противопожарные расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива до границ земельных участков дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций с наличием интерната, лечебных учреждений стационарного типа должны составлять не менее 50 метров.

Статья 74. Противопожарные расстояния от газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, конденсатопроводов до соседних объектов защиты

4.

Противопожарные расстояния от надземных резервуаров до мест, где одновременно могут находиться более 800 человек (стадионов, рынков, парков, жилых домов), а также до границ земельных участков дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и лечебных учреждений стационарного типа следует увеличить в два раза по сравнению с расстояниями, указанными в таблице 20 приложения к настоящему Федеральному закону, независимо от количества мест.

Согласно СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы:

8.1 Общие положения

8.1.1 Число подъемов в одном марше между площадками (за исключением криволинейных лестниц) должно быть не менее 3 и не более 16. В одномаршевых лестницах, а также в одном марше двух- и трехмаршевых лестниц в пределах первого этажа допускается не более 18 подъемов.

8.1.2 Лестничные марши и площадки должны иметь ограждения с поручнями.

8.1.3 Перед наружной дверью (эвакуационным выходом) должна быть горизонтальная входная площадка с глубиной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери.

Наружные лестницы (или их части) и площадки высотой от уровня тротуара более 0,45 м при входах в здания в зависимости от назначения и местных условий должны иметь ограждения.

8.1.4 Уклон маршей лестниц в надземных этажах следует принимать не более 1:2.

Уклон маршей лестниц, ведущих в подвальные и цокольные этажи, на чердак, а также лестниц в надземных этажах, не предназначенных для эвакуации людей, допускается принимать 1:1,5.

Уклон пандусов на путях передвижения людей следует принимать не более:

внутри здания, сооружения 1:6
снаружи 1:8
на путях передвижения инвалидов на колясках внутри и снаружи здания 1:12

Примечание — Требования настоящего пункта и п.8.1.1 не распространяются на проектирование проходов со ступенями между рядами мест в зрительных залах, спортивных залах и аудиториях.

8.1.5 Ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее, м:

      • 1,35 — для зданий с числом пребывающих в наиболее населенном этаже более 200 чел.;
      • 1,2 — для остальных зданий;
      • 0,9 — во всех зданиях, ведущих в помещение с числом одновременно пребывающих в нем до 5 чел.Промежуточная площадка в прямом марше лестницы должна иметь глубину не менее 1 м.Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.

8.1.6 В лестничных клетках, предназначенных для эвакуации людей как из надземных этажей, так и из подвального или цокольного этажа, следует предусматривать обособленные выходы наружу из подвального или цокольного этажа, отделенные на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа.

8.1.7 Отдельные лестницы для сообщения между подвалом или цокольным этажом и первым этажом, ведущие в коридор, холл или вестибюль первого этажа, в расчете эвакуации людей из подвала или цокольного этажа не учитываются.

8.1.8 Если лестница из подвала или цокольного этажа выходит в вестибюль первого этажа, то все лестницы надземной части здания, кроме выхода в этот вестибюль, должны иметь выход непосредственно наружу.

8.1.9 Предусматривать на путях эвакуации винтовые лестницы и забежные ступени, а также разрезные лестничные площадки, как правило, не следует.

При устройстве криволинейных лестниц, ведущих из служебных помещений с числом постоянно пребывающих в них людей не более 5 чел.

, а также криволинейных парадных лестниц ширина ступеней в узкой части этих лестниц должна быть не менее 0,22 м, а служебных лестниц — не менее 0,12 м.

8.1.10 В IV климатическом районе и в IIIБ климатическом подрайоне допускается устройство эвакуационных наружных открытых лестниц.

Источник: https://buildingclub.ru/protivopozh-treb-dlya-shkol/

Мебель для школы, нормы безопасности, комплектация помещений

Основные требования к классу и другим помещениям школы

Любое учебное заведение нуждается в качественной меблировке. Стандарты, принятые в пределах Российской Федерации, предписывают, что мебель для школы должна быть комфортной и безопасной. Все параметры необходимых для учебы предметов обстановки должны обязательно соответствовать росту ребенка. Выпуск подобного вида продукции производится с соблюдением всех актуальных законов страны. 

Требования к технологии закреплены нормативным документом ГОСТ 22046-2016 «Мебель для учебных заведений. Общие технические условия», что является межгосударственным стандартом для России, утвержденным Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 19 декабря 2016 года.

Общие требования соответствуют государственному стандарту. Единый задокументированный регламент позволяет обеспечить массовую закупку ученической мебели для школ всех регионов России. Все продукты проходят испытания на прочность согласно с предписанной документацией.

Школьная мебель по ГОСТ 22046-2016 обязана обладать следующими параметрами:

  1. Блеск покрытия не превышает допустимые 49%.
  2. Поверхность легко поддается очистке. Столы научных классов оснащаются защитой против реагентов.
  3. Рабочая поверхность соответствует актуальным стандартам стойкости.

 Требования к сборке комплектов школьной мебели:

  1. Все элементы конструкции надежно фиксируются.
  2. Детали фурнитуры не могут быть отделены вручную.
  3. Недопустимы любые неровности на внешней отделке мебели. Острые края должны быть закруглены. Отверстия металлических труб диаметром больше 7 мм закрыты или спрятаны.
  4. Пачкающие элементы скрыты.

Надлежащая фиксация крупногабаритной мебели регулируется ГОСТ 22360-95:

  1. Элементы конструкции тщательно соединены между собой и не могут разбираться вручную.
  2. Если предусмотрена подставка, то ее соединение с предметом должно быть надежным.

Мебель в школе обладает специальной маркировкой, которая написана на русском или официальном языке региона. Не допускается размещение отметки на рабочих поверхностях. Необходима пометка парт цветными наклейками, соответствующим ростовым категориям по ГОСТ 11015, 11016.

Маркировка содержит следующее:

  • информацию о производителе;
  • его контактные данные;
  • товарный знак;
  • описание назначения предмета;
  • обозначение актуального стандарта;
  • дату производства, гарантийный срок службы.

Сборная мебель с большим количеством деталей может не иметь маркировочной отметки сразу после изготовления, но должна получить ее при упаковке. Необходимо присутствие инструкции, содержащей последовательность монтажа с обязательным наличием хотя бы одной картинки, демонстрирующей, как будет выглядеть учебная мебель в собранном состоянии.

Комплектация помещений по ГОСТу

Каждая отдельная комната в общеобразовательном учреждении должна быть оборудована в соответствии с законодательными стандартами. Обустройство кабинетов зависит от их назначения. Важно наличие всех необходимых предметов в интерьере.

Учебные аудитории

задача классной комнаты – обеспечить школьнику надлежащую атмосферу для комфортного получения знаний. В соответствии с ГОСТ 22046-2016, класс включает следующие предметы мебели: 

  • парты;
  • стулья;
  • стол для учителя;
  • шкафы для хранения учебных пособий.

Дополнительными элементами классной комнаты могут стать шкаф-гардероб, тумба для плакатов, различные полки.

Парты и стульяУчительский столШкафы для хранения пособий

Библиотека

Основная задача школьной библиотеки – обеспечить ученикам доступ к архиву детской литературы, а также произведений, внесенных в школьную программу. В ассортименте могут находиться различные журналы, научно-популярные издания, энциклопедии и многое другое. Кроме того, в библиотеке хранятся все выдаваемые школой учебники. Потребуются:

  • широкие шкафы для книг и учебных пособий;
  • столы для чтения;
  • стулья.

Дополнительными элементами мебели для школьной библиотеки могут стать диваны, полки, стенды. Такие же предметы нужны для оборудования школьного музея.

Столовая

Обширное помещение, вмещающее большое количество детей во время обеденных перерывов. Для него требуется не только тщательное соблюдение всех санитарных норм, но и привлекательный интерьер. Обязательные элементы мебели для школьных столовых:

  • столы обеденные больших или малых размеров;
  • скамьи или обеденные стулья.

При наличии свободного пространства в столовой могут быть оборудованы уголки с креслами.

Актовый зал

Это место проведения линеек и торжественных мероприятий. Задача помещения – вместить большое число зрителей перед сценой. В то же время мебель должна легко перемещаться и выноситься в другие части школы в случае организации массового собрания. Исходя из требований, необходимые элементы залов – соединенные или раздельные стулья.

Как правило, дополнительная мебель для актового зала не требуется, весь упор в нем идет на организацию сцены и технического оборудования для выступлений и усиления звука.

Предметные кабинеты

Эти комнаты в первую очередь должны быть правильно оборудованы для проведения опытов и лабораторных работ с различными устройствами и химическими соединениями. Мебель для кабинета химии (физики):

  • шкафы для реактивов;
  • подставки;
  • демонстрационный стол для преподавателя;
  • лабораторные столы.

К кабинетам черчения и ИЗО жестких требований нет. Занятия могут проводиться и на классических партах, однако для комфортной работы пригодятся:

  • мольберты деревянные;
  • кульманы.

Меблировка предметных классных комнат может напрямую повлиять на качество получаемого школьниками образования, ведь невозможно довольствоваться одной лишь теорией, никогда не переходя к практике.

В некоторых школах по желанию руководства могут быть оборудованы отдельные шкафчики в гардеробной для учеников вместо классических крючков в коридоре.

Нормативные размеры

При изготовлении мебели в общеобразовательные учреждения обязательно соблюдение необходимых размеров. Государственные стандарты наглядно описывают, сколько занимаемой площади предусмотрено для каждого типа изделия, какой они должны быть высоты. Например:

  • ГОСТ 5994-93. Парты – размеры по ростовой маркировке. Ширина откидной крышки (если есть) – 160-180 мм; двухместные оборудованы пространством 450 х 270 см под ранцы; поверхность сидения плоская или с центральным углублением не более 10 мм; углы стола и крышки парты скруглены в радиусе не менее 10-30 мм.
  • ГОСТ 11016-93. Стулья – размеры по маркировке от 1 до 7 под средний рост школьников от 1,05 до 1,9 м с шагом в 15 см.
  • ГОСТ 18314-93. Лабораторные столы: размеры по ростовой маркировке; допускаются двухместные с рабочей площадью 1300 мм и трехместные с площадью 1950 мм; высота бортика вдоль крышки – не более 60 мм; размещение лабораторных раковин – не ближе 240 мм от крышки стола.
  • ГОСТ 19549-93. Чертежная мебель: размеры по ростовой маркировке; углы стола и крышки парты скруглены в радиусе не менее 10-30 мм; размещение съемных пюпитров – не ближе 350-400 мм со стороны крышки.

Соблюдение ростовых таблиц обязательно и зависит от возрастной категории учащихся. К примеру, маленькие парты и стулья недопустимы к использованию в старших классах.

Материалы

Изделия для меблировки класса в школе производятся из массива мягких пород древесины и пластика. Согласно ГОСТ 30255-95, недопустимо использование токсичного сырья.

Школьные парты и шкафы для учебников изготавливаются из ДСП с классом Е1, стулья – из крупного древесного бруса или массива. Внутренняя часть мебели заделывается листами ПВХ. Металлические каркасы обрабатываются полимерными красками.

Этой же краской покрываются столы в кабинетах химии и физики для лучшей сопротивляемости действию реактивов. Мебель из дерева покрывается лаком.

ГОСТ 16371-2014 содержит подробные правила прочностных характеристик. Например:

  1. ГОСТ 27627. Стойкость верхнего слоя изделия к химическим воздействиям.
  2. ГОСТ 28136. Прочность корпуса и креплений настенной мебели.

Материал считается пригодным к созданию мебели для школ, если он:

  1. Не имеет нежелательных ворсинок или шероховатостей.
  2. Не источает резкие запахи.
  3. Не заражен радионуклидами (максимальный допустимый фон – не более 300 Бк на 1 кг массы).
  4. Устойчив к тепловым и химическим воздействиям.
  5. Обладает небольшой (0,46 Вт и ниже) теплопроводностью.

Изделия для меблировки школьных классов производятся из массива мягких пород древесины и пластикаНедопустимо наличие нежелательных ворсинок или шероховатостейМатериал должен быть устойчив к тепловым и химическим воздействиям

Цвет и оформление

Выбор цветовой палитры при создании школьной мебели играет важную роль и частично регулируется стандартом ГОСТ 22046-2016. Действующие ограничения:

  1. Темные элементы разрешены в дизайне различных подставок под учебные пособия, а также для книжных шкафов с обязательными светлыми деталями.
  2. Недопустимы парты белого цвета, не учитывая металлических креплений.
  3. Приложение А документа рекомендует использовать холодную пастельную палитру цветов (светло-синий, лиловый, бежевый, светло-розовый и другие) для обивки или покраски мебели.

Классные комнаты и коридоры для начальной школы могут быть оформлены в яркие, но не отвлекающие детей от процесса обучения цвета.

Обустройство помещений для школьных кабинетов в наши дни строго контролируется ГОСТами. Это стандарты, которые с годами становятся все удобнее и все сильнее нацеливаются на заботу об учащихся. Нормы облегчают жизнь и руководству школ: подробные описания позволяют легко и быстро подобрать мебель для новых классов.

Цветовая палитра школьной мебели частично регулируется стандартом ГОСТ 22046-2016Недопустимы парты белого цвета, не учитывая металлических крепленийКлассные комнаты и коридоры для начальной школы могут быть оформлены в яркие цвета

Фото

Источник: https://mebel-sovet.ru/detskaya/52-dlya-shkoly

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.