Органы чувств у детей

Органы чувств малыша

Органы чувств у детей

Органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются у плода уже к 3-му месяцу. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями. 

К моменту рождения малыша каждое из пяти органов чувств – слух, зрение, осязание, вкус и обоняние – находится в рабочем состоянии. 

Новорожденные могут чувствовать запах, поскольку они, несомненно, ощущают вкус, а эти два чувства неразрывно связаны. Сразу после рождения ребенок четко видит и способен различать яркость и движение.

Он в состоянии ощущать звуковые колебания, еще будучи в утробе, и слышать при рождении.

Плод, находясь в матке, отвечает также на прикосновение, двигаясь в сторону плаценты и от нее, а после рождения дети с удовольствием реагируют на мягкое теплое поглаживание спинки и животика. 

СЛУХ

Ухо важно для организма не только как средство связи, в нем также расположен центр равновесия. 

Слуховая система начинает функционировать еще до рождения ребенка – с 6 месяцев внутриутробного развития. Младенец хорошо слышит голос матери и ее сердцебиение, а по мере развития слуха – окружающие шумы, голоса близких людей, музыку.

С момента рождения развитие слуховой системы ребенка активизируется под воздействием звуков окружающей среды. На протяжении всего периода детства ребенок запоминает звуки и учится соотносить их с объектом, который их издает, овладевая своеобразным «звуковым словарем».

Через 12 часов после рождения ребенок уже способен отличить человеческую речь от других звуков и реагирует на нее едва заметными движениями. Новорожденный может безошибочно отличить голос матери от других людей. Прослушивание собственного голоса, записанного на магнитофон, успокаивает ребенка, когда он плачет.

Современные исследования показывают, что младенец способен уловить разницу между родным и незнакомым языком. 

В возрасте от 3 до 6 месяцев ребенок способен определить местонахождение источника звука (то есть локализовать) справа или слева от себя. В ответ на звук он водит глазами, поворачивает голову в сторону объекта, который его издает. В этом возрасте у малыша появляется отрицательная реакция на резкие звуки: он вздрагивает, широко открывает глаза, морщится и начинает кричать. 

В возрасте от 6 до 12 месяцев ребенок реагирует на звук, издаваемый сзади, права и слева от него. Расстояние, на котором дети этого возраста слышат звук, составляет сначала 4 м, а в 12 месяцев – 6 м.

ЗРЕНИЕ

Зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение глаза новорожденного в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения.

Еще в утробе матери малыш просто воспринимает слабый оранжевый свет, да и то лишь при непосредственном освещении живота матери. 

Органом зрения являются глаза, которые у зародыша развиваются в виде двух выступающих «почек» из головного мозга. Уже с рождения у ребенка образуется зрительный «словарь».

Глазное яблоко имеет сложное строение и состоит из трех слоев: склеры, видимой как белая часть глаза; сосудистой оболочки, богатой кровеносными сосудами, питающими чувствительную внутреннюю выстилку глазного яблока, сетчатки, содержащей светочувствительные нервные клетки, которые ловят изображение и передают его по зрительным нервам в головной мозг. Именно в мозгу эти изображения расшифровываются и создают зрительное восприятие. 

Известно, что острота зрения новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека и находится в пределах до 0,015 и постепенно возрастает до 0,01-0,03. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0- т.е. 100%) еще вообще не образовалось. 

Через 2-5 недель после рождения младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике (пламя свечи, свет фонарика в темноте).

На 10-й день ребенок уже следит глазами за крупной яркой игрушкой (больше 15 см), которая движется в поле его зрения на расстоянии 20-75 см. Младенцы в основном смотрят по горизонтали, а со временем — по вертикали.

При этом глаза у малыша могут быть направлены в разные стороны, т.е. каждый глаз как бы блуждает сам по себе. 

На 3-4 месяце острота зрения продолжает повышаться до 0,1-0,4. Если оба глаза видят одно и то же, то стереоскопичность зрения достигает почти взрослого уровня. 

Способность дифференцировать цвет впервые появляется в возрасте 2-6 месяцев. А с 6 месяца ребенок активно рассматривает и обследует своё ближайшее окружение.

В период от 8 до 12 месяцев ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают с поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте, т. е. малыш уже фиксирует объективные связи между предметами.

ОСЯЗАНИЕ

Известно, что плод еще в матке реагирует на прикосновение, поскольку на ранних сроках беременности он отодвигается от плаценты, а на более поздних – приближается к ней. 

Еще на 3 месяце внутриутробного развития у ребенка появляется осязание, то есть чувствительность кожи.

К 4 месяцу у него появляются координированные движения, и малыш на ощупь может найти свой рот и начинает сосать свой палец или кулачок.

Пока вес ребенка не очень велик, он свободно плавает в околоплодных водах и иногда наталкивается ручками или ножками на стенки матки, стимулируя таким образом свою кожную чувствительность и развивая осязание. 

К 32 неделе внутриутробного развития ребенок уже не может свободно двигаться, окружающая его матка постоянно соприкасается со многими частями тела, как бы обнимая его. 

На последних неделях внутриутробного развития, руки ребенка чаще всего перестают сгибаться и разгибаться в плечевом суставе из-за недостатка свободного пространства – они плотно прижаты к телу и это состояние становится еще одной внутриутробной привычкой. Ладошки ребенка имеют возможность соприкасаться только с собственным телом и ртом, поэтому ребенок получает основную тактильную информацию ото всей поверхности кожи, которую обнимает и стимулирует матка.

После рождения ребенок оказывается в огромном для него свободном пространстве, которое во много раз больше того, к которому он привык. Пока у него нет другого опыта, он сохраняет свои внутриутробные привычки и руководствуется ими. 

Новорожденный бессознательно отвечает на прикосновение, хватая любой предмет, вложенный ему в ручку, или проявляя поисковый рефлекс при поглаживании щеки в области угла рта. Большинство младенцев с удовольствием реагируют на нежное и мягкое поглаживание; как в грудном возрасте, так и позже успокаивающее прикосновение является для ребенка существенной потребностью. 

К годовалому возрасту чувство осязания у ребенка развито достаточно хорошо и он может на ощупь опознать любимую игрушку. 

ВКУС

Вкусовые луковицы формируются в последние месяцы внутриутробного развития. Вкусовые рецепторы новорожденного занимают большую площадь, чем у взрослого, в частности, они захватывают почти весь язык, губы, твердое небо и щечные поверхности ротовой полости.

Порог вкусового ощущения у новорожденного выше, чем у взрослого человека. 

Вкусовые почки у ребенка различают вкус так же, как и у взрослого. Разные области языка определяют различные вкусовые ощущения: горькое – в задней части, кислое – по бокам, соленое в передней чести и сладкое – на кончике языка. Горькая, едкая или кислая пища вызывает у младенца гримасу неудовольствия, он отворачивается или плачет. 

Грудные дети способны также определять разные степени сладкого и будут дольше и усерднее сосать из бутылочки сладкую воду, чем простую или слегка подслащенную. 

В возрасте, когда он едва начинает ходить, ребенок легко отличает шоколадное печенье от обычного. 

ОБОНЯНИЕ

Периферическая часть обонятельного анализатора развивается в период со 2 по 7 месяц внутриутробного развития.Рецепторные клетки располагаются в слизистой оболочке носовой перегородки и верхней носовой раковине.

Нервные механизмы дифференцировки обонятельных ощущений начинают достаточно функционировать в периоде между 2 и 4-м месяцами жизни, когда хорошо видна различная реакция ребенка на приятные или неприятные запахи. Дифференцировка сложных запахов совершенствуется вплоть до младшего школьного возраста.

В носовой код выступают чувствительные, похожие на волоски окончания обонятельных нервов. Они определяют запах в воздухе и передают информацию обонятельным луковицам, которые непосредственно связаны с мозгом.

Одно из первых ощущений, которое возникает у младенца, – это запах матери. Каждого человека сопровождает только ему присущий запах, который распознает чувствительное обоняние младенца.

Малыш реагирует на запах матери, потому что по нему он определяет источник утешения, приятных ощущений и пищи.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/happypregn/1810155

Органы чувств: характеристика и значение, количество и группы

Органы чувств у детей

Еще в древности люди стали замечать, что человеку свойственно по-разному воспринимать окружающую его информацию. Это восприятие осуществляется с помощью органов чувств. Благодаря им человек получает полное представление об окружающей его среде. Возникает вопрос: сколько органов чувств у человека.

Считается, что пять. Они имеют свойство отзываться на разнообразные внешние факторы. Это органы чувств, о которых и пойдет речь в статье.

  • Характеристика
  • Зрение
  • Слух
  • Обоняние
  • Вкус
  • Осязание

Характеристика

К основным органам чувств относятся:

  1. Глаза — с их помощью принимается все, что человек видит (зрение);
  2. Нос — распознает приятные и неприятные запахи (обоняние);
  3. Уши — воспринимают колебания звуков и принимают участие в регулировании равновесия (слух);
  4. Язык — несет ответственность за всевозможные вкусовые ощущения (вкус);
  5. Кожа — здесь чувствительные нервные окончания позволяют ощущать прикосновения (осязание).

: какие имеют последствия хромосомные мутации у человека?

Эти 5 органов чувств условно разделяют на две группы:

  1. Тактильные — их можно назвать простыми по своему характеру воздействия. Это осязание и вкус. Потому что начальная стадия переработки информации мозгом осуществляется при прямом контакте;
  2. Дистанционные — это зрение, слух, обоняние. Все представленное этими чувствами, индивидуум воспринимает дистанционно. Определенные отделы мозга отвечают за создание изображения и оценку увиденного. При этом строятся замысловатые аналитические цепочки.

Немного остановимся на каждом.

: строение растительной и животной клетки, их особенности и отличия.

Зрение

Самыми красивыми из органов чувств считаются глаза, их еще называют «зеркало души». Они предоставляют 90% сведений обо всем окружающем и происходящем. Еще в утробе матери у зародыша глаза формируются из двух маленьких пупырышек, появляющихся из головного мозга.

В виде нервных сигналов представленное изображение отправляется в мозговой центр, где они проходят расшифровку, производят оценку и понимание увиденного.

При помощи шести отдельных мышц око может вращаться в разные стороны и направляться на какой-либо предмет. Хочется отметить, что от рефракции зависит острота зрения или дееспособность хрусталика и роговицы к светопреломлению. Когда попадают в глаза лучи света, они начинают фокусироваться на сетчатке, образуя изображение.

Возбуждение в сетчатке нервных клеток ведет к образованию разного рода импульсов в зависимости от цвета и яркости света, которые исследуются и анализируются мозгом. Затем все складывается в понятные человеку картинки и виды.

Слух

Человеческие уши состоят из трех отделов:

  1. Наружного;
  2. Среднего;
  3. Внутреннего.

Они выступают не только как слуховой орган, но и устанавливают равновесие и расположение тела.

С ушной раковины начинается наружное ухо. Она добросовестно оберегает слуховой проход от травмирования. В слуховом проходе замечены волоски и специальные железы. Последние выделяют серу, дабы защитить ушной проход от мельчайших соринок.

На этом функции ушной раковины не заканчиваются. Она не только ограждает ухо от негативных воздействий, но и работает как улавливающая установка — с ее помощью колебания звука направляются прямиком к барабанной перепонке.

В среднем ухе находятся: молоточек, наковальня и стремечко. С их помощью барабанная перепонка связывается с внутренним ухом, где уютно расположилась улитка — важный слуховой орган. Вибрация барабанной перепонки перевоплощается в нервные импульсы, которые посылаются в мозг и там считываются как звук.

Обоняние

Воздухоносные полости черепа тесно связаны с носовыми ходами. Запахи угадываются обонятельными нервами, сильно похожими на волосики, которые расположены в верхней части полости носа.

При очередном вдохе воздуха они задерживают и исследуют поступающие молекулы. Улавливают и отменно определяют запахи, витающие в воздухе.

Далее, быстро и четко передают полученные сведения обонятельным луковицам, которые связаны с мозговым центром.

У любителей затянуться сигаретой есть вероятность нарушения обоняния. А при аллергических или простудных заболеваниях оно может измениться к худшему до полного выздоровления организма. Безвозвратная потеря обоняния наступает, когда повреждается нерв (например, при травме черепной коробки) или при патологии части мозга, которая несет ответственность за распознавание запахов.

Вкус

При детальном осмотре можно смело заявить, что основными вкусовыми рецепторами являются вкусовые пупырышки. Они в большом количестве расположились на поверхности языка в выступающих мягких сосочках. Различают четыре главных ощущений вкуса:

  1. Сладкое;
  2. Кислое;
  3. Соленое;
  4. Горькое.

Вкусовые почки, определяющие каждое из вышеперечисленных ощущений, находятся на конкретных отделах языка:

  1. На заднем — горькое;
  2. По бокам — кислое;
  3. На переднем — соленое;
  4. На кончике — сладкое.

Замечено, что вкус и обоняние соединены между собой — это способствует улавливанию разных ароматов. Плохо развитый орган обоняния или потеря функций оного ухудшает ощущения вкуса.

Осязание

Под осязанием подразумевают все кожные ощущения. Они пересылаются от восприимчивых и специфических рецепторов нервных окончаний по самим нервам, которые погружены на разном расстоянии и глубине, в толщу кожного покрова.

Свободные нервные окончания реагируют на прикосновение, небольшое повышение температуры и холод. На вибрирование и растяжение отвечают одни (закрытые нервные окончания), а другие — мгновенно реагируют на давление. На ощущение тепла и холода откликаются терморецепторы и спешат передать в определенный отдел мозга сигнал о том, чтобы непременно отрегулировать температуру тела.

При заболевании, которое разрушает нервные волокна, периферическую систему нервов или мозг, большая вероятность ухудшения чувства осязания. К таким неприятным последствиям может привести местное повреждение кожных рецепторов.

Данные нам с рождения хорошо развитые органы чувств — прекрасные помощники в жизни человека. Они содействуют хорошей ориентации и приспособлению к окружающей среде. Каждое чувство по-своему уникально и необходимо для полноценной и яркой жизни.

Источник: https://obrazovanie.guru/nauka/biologiya/osnovnye-organy-chuvstv-u-cheloveka.html

9 интересных игр на развитие органов чувств ребенка

Органы чувств у детей

Мы знаем, что существуют очень восприимчивые люди, которые могут видеть, слышать или чувствовать то, что недоступно для остальных. За примерами далеко ходить не надо. Художники могут различить несколько сот оттенков одного и того же цвета, выделить и описать множество самых мелких деталей предмета.

Есть музыканты (или любители музыки) с абсолютным слухом, способные услышав ноту, точно назвать ее, различить звучание каждого инструмента в общем звучании симфонического оркестра. Дегустаторы могут найти столько отличий во вкусе и букете двух вин, сколько обычный человек не может даже представить.

 

Эти примеры кажутся проявлениями каких-то выдающихся способностей, видимо, врожденных. Однако это заблуждение.

Большинство людей рождаются с одинаковыми способностями к восприятию мира с помощью органов чувств, отклонения от этой нормы почти всегда бывают в сторону ограничения, а не расширения возможностей.

Эти способности не являются строго заданными, они могут развиваться в большей или меньшей степени зависимости от практики.

 

Если развивать органы чувств — восприятие мира через осязание, зрение и слух становится более чувствительным, восприимчивым.

 

Итак, игры для детей на развитие органов чувств!

 

Запрещенное движение

 
 

Интересная игра, в которую хорошо играть с детьми от трёх-четырёх лет.

 

Становимся с детьми в круг. Родитель задает движение, все повторяют за ним, кроме одного, оговоренного перед началом игры — например «Руки вверх!».

 

Тот, кто выполняет «запрещенное» движение — «проиграл» :). Смеемся и продолжаем!

 

С каждым повтором игры дети становятся все более внимательными и не пропускают «запрещенное» движение.  Со временем ведение игры можно доверять самому ребенку — или одному из детей.

 

>>Читать также «7 сказок, смысл которых глубже, чем кажется»

 

Попробуй и скажи

 
 

Попробуй и скажи – необычная детская игра на развитие вкусовых ощущений. Еще игра помогает развить навыки классифицирования и исследовательские навыки. Для деток от двух лет.

 

Также благодаря этой игре можно накормить ребенка, когда он капризничает — т.е. тем самым отвлечь его от капризов.

Источник: https://jablogo.com/playing-learn-to-live/9-sensory-games.html

Внутриутробное развитие: органы чувств

Органы чувств у детей

144

Почему-то большинство мам в первую очередь спрашивают о том, что же он там, в животе, слышит, и надо ли с ним разговаривать, ставить музыку, читать стихи… На самом деле слух – далеко не первый орган чувств, который появляется у будущего малыша.

Прежде всего, чтобы что-то чувствовать, нужна нервная система. Она закладывается очень рано, на 5-й неделе, а к 6 неделям у малыша уже есть все отделы головного мозга.

Как дальше развиваются его органы восприятия, в какой последовательности ребенок начинает реагировать на внешнюю среду?

Музыка помогает не только детям. Врачи из Национального университета Ченг Кунг на Тайване раздали беременным женщинам диск с получасовой записью спокойных композиций Брамса, Дебюсси и звуков природы, имитирующих частоту сердцебиения. Уже после двух недель будущие мамы стали меньше тревожиться, у многих исчез страх перед родами и снизился уровень стресса.

…формируется в 6 недель. И это не слух и не зрение, а тот орган, о котором мы редко вспоминаем, хотя все не понаслышке знаем, как он действует. Это – вестибулярный аппарат.

Сам малыш в 6 недель еще не двигается, но зато он находится в подвижной среде: двигается мама, двигаются органы у нее в животе (убедиться в этом можно во время УЗИ: вы спокойно лежите на кушетке, но даже в это время матка и все внутренние органы находятся в постоянном движении). Так что плод сразу получает большое количество информации.

Именно потому, что свою первую, внутриутробную жизнь ребенок проводит в состоянии постоянного движения, он настроен на то, что и после рождения будет двигаться. Неудивительно, что, когда младенца кладут в неподвижное место, он испытывает дискомфорт, а успокаивается и быстрее засыпает в движении – на руках, в слинге или в рюкзаке-кенгуру, в коляске.

Прикосновения

В 7,5 недели появляется тактильная чувствительность (чувствительность кожи). Прежде всего на лице, в области рта (ведь первое, что малышу предстоит научиться делать после рождения, это сосать). Уже к 8 неделям чувствительна вся поверхность лица, на 9-й неделе – ладошки, а к 10 неделям – поверхность тела.

На протяжении беременности ребенок получает немало материала для развития тактильной чувствительности. Он трогает себя, стенки плодного пузыря, пуповину (есть видеозаписи, на которых видно, как малыши массируют пуповину, щупают и даже облизывают).

Скоро ребенок уже вырастет настолько, что сможет прикасаться к стенкам матки и мама будет ощущать, как он ее трогает изнутри. Теперь у мамы и папы появляется новая замечательная возможность общаться с «внутренним жителем» с помощью прикосновений. Можно устраивать настоящие «тактильные сеансы».

Удивительно, но еще не родившиеся малыши очень чутко различают, знакомые ли руки трогают живот. Ребенок спокоен, когда прикасается мама, и затихает, если это делает кто-то другой. Как он догадывается?

Его реакция на прикосновения другого человека во многом диктуется реакцией мамы. Ее дыхание, сердцебиение, поступающие в кровь гормоны показывают ребенку, как мама относится к тому человеку, который в данный момент рядом.

Если маме хорошо, если она относится к тому, кто прикасается к животу, доброжелательно и доверчиво, то и малыш достаточно быстро начинает отвечать на прикосновения и вести себя активно.

А если мама испытывает дискомфорт, то и он настороженно замирает.

Дети могут воспринимать и прикосновения домашних животных (например, кошек, собак). Если мама любит своего питомца, то и ребенок не прочь «пообщаться» с ним через живот.

Еще не родившимся малышам очень нравится контактировать с кошками, они хорошо реагируют на кошачье мурлыканье.

Большие собаки чаще всего прикасаются к животу хозяйки носом или языком, и эти активные ласки еще не родившимся детям тоже в радость. Конечно, только мама может решить, хочет ли она такого контакта.

Уже с 11-й недели ребенок начинает обследовать себя не только руками, но и ртом. Если рядом со ртом оказывается пальчик, то он его захватывает. На 12−13-й неделе появляются сосательные движения, а полностью они формируются к 18-й неделе.

Дело вкуса

В 9 недель уже заложена вся система пищеварения – от вкусовых почек на языке до желудочно-кишечного тракта. Малышу есть на чем упражнять свою вкусовую чувствительность. В околоплодные воды попадают практически все вещества из крови мамы, в том числе гормоны.

А у гормонов есть свой вкус! Адреналин и другие гормоны стресса в большой концентрации имеют горьковатый вкус, эндорфины – сладкий.

Родившись, ребенок будет узнавать маму по запаху и по запаху же чувствовать, в каком она душевном состоянии (то есть какие гормоны у нее выделяются в кровь).

До рождения вкус и обоняние еще не разделены – нюхать в околоплодных водах малыш еще не может, его носик закрыт слизистыми пробками. Но химическая чувствительность у нас единая, и нервные центры, отвечающие за восприятие вкусов и запахов, тесно взаимосвязаны.

Через кровь и через все оболочки тела мамы к еще не родившемуся малышу отлично проникают ароматические компоненты пищи, специй – эфирные масла. В крошечных дозах он знакомится с маминой пищей, привыкает к маминым любимым вкусам. Поэтому, если мама особенно любила какие-то продукты во время беременности, то и ребенок будет их любить.

Мышечное чувство

В 10 недель появляется еще один вид чувствительности, о котором часто забывают, – проприоцептивная чувствительность, или мышечное чувство. Это рецепторы в мышцах, которые позволяют нам координировать свои движения.

После 10 недель ребенок начинает двигаться скоординированно, он легко делает все, что хочет: переворачивается, шевелит руками и ногами. К моменту рождения он прекрасно управляет своим телом: может почесаться, перевернуться, пососать пальчик, а близнецы друг друга ощупывают, гладят и целуют.

В то же время, родившись, ребенок вдруг оказывается совершенно беспомощным. Во всем виновата гравитация, разница водной и воздушной среды.

Представьте себе, что вы просыпаетесь, а руки и ноги вас не слушаются, невозможно даже повернуться! Скорее всего, любой из нас почувствовал бы себя не в своей тарелке. Так что новорожденному есть о чем беспокоиться…

И, наконец, слышать

И только после становления системы движения формируется слух. Слуховой аппарат есть уже к 14 неделям, а к 16 неделям он полноценно работает, ребенок демонстрирует ориентировочную реакцию на звук.

Таким образом, к 16 неделям у него уже есть все органы чувств, кроме зрения, и он активно реагирует на окружающую среду.

К тому моменту, как мама почувствует первые шевеления, малыш уже очень хорошо с ней знаком.

Многие слышали об «эффекте Моцарта». В научных кругах эта тема вызывает много споров, но эффект проверяли уже и на американских студентах, и на крысах… – и на младенцах.

Судя по всему, мелодичные композиции Моцарта и правда улучшают умственные способности, внимание и память.

А дети, которым до рождения ставили произведения австрийского композитора, впоследствии вели себя гораздо спокойнее детей контрольной группы.

Что же он там слышит? Существует миф, будто новорожденный переходит из тихого места в шумное и громкое пространство… Но из тихого ли? Когда взрослому человеку предлагают послушать через наушники запись внутриутробных шумов, он не выдерживает: по децибелам это сравнимо с шумом стадиона в момент забивания гола.

Приложите ухо к чьему-нибудь животу – и вы убедитесь, что там все время что-то происходит: урчит, мурчит, булькает, перетекает. Это звуки работы кишечника, стук сердца, шум кровотока в сосудах, звук легких, похожий на раздувающиеся меха.

Поэтому после рождения не все дети хотят засыпать в полной тишине – вы вполне можете разговаривать и заниматься своими делами там, где спит ребенок.

А есть еще и голос мамы – «изнутри» он звучит не так, как мы привыкли, а словно из водопроводной трубы. Водная среда способствует проведению шумов и даже усиливает определенные звуки. Исследования показывают, что у ребенка снижена чувствительность к низким частотам.

Там, в животе, очень много шумов на низких частотах, и если бы он слышал их все, то, скорее всего, это было бы чрезмерной стимуляцией. Зато у малыша есть избирательная чувствительность к высоким частотам – то есть частотам человеческого голоса.

И он внимательно прислушивается, отлавливает их.

Узнай меня

После рождения дети узнают голоса окружающих людей, и эмоциональная реакция на этих людей будет такая, как была у мамы.

Поэтому перинатальные психологи советуют: если вы планируете, что ребенок будет часто встречаться с какими-то людьми, тем более если эти люди будут с ним сидеть, то имеет смысл его с ними заранее «познакомить» (и при этом настроить себя на хорошее отношение к ним).

Очень интересно наблюдать, как дети встречаются с кем-то, чей голос слышали до рождения, − например, с врачом, психологом, который вел занятия по подготовке к родам или консультировал маму. Дети, открыв рот, слушают знакомый голос… такая реакция бывает и через год, и через 2−3 года, и даже во взрослом состоянии – если это очень значимый человек для мамы.

Нужно ли его «развивать»?

Идея обучения до рождения давно уже носится в воздухе. Раз органы чувств еще не родившегося малыша уже вовсю работают – то, может быть, надо устраивать для него дополнительные занятия? Ставить музыку, читать стихи или слова на иностранных языках – глядишь, родится гений…

Перинатальные психологи говорят: да, плод может обучаться, выносить из своей внутриутробной жизни определенный опыт. Но этот опыт нужен ребенку не для того, чтобы стать гением, а для налаживания отношений с мамой, для адаптации в нашем мире после рождения.

Конечно, если мама любит музыку, ребенок тоже будет ее слушать с удовольствием. И он может достаточно четко дать маме понять, подходит ему та или иная композиция или нет.

Во-первых, движениями – например, если малыш сильно толкается, двигается не в такт музыке. Кроме того, во второй половине беременности не только ребенок получает мамины гормоны, но и мама получает от него гормональные сигналы.

Ей не нужно об этом задумываться, она просто чувствует комфорт или дискомфорт.

Музыкальные предпочтения еще не рожденных детей ученым хорошо известны: они отвергают неструктурированную музыку, слишком сложную, с низкочастотными басовыми компонентами.

И наоборот: высокочастотную, мелодичную, хорошо структурированную музыку дети любят. Лучше всего подходит народная музыка, народные детские песенки.

Из инструментов дети не любят ударные, зато любят флейту и другие духовые, а также пение.

Как не перестимулировать?

Категорическая рекомендация перинатальных психологов – не надевайте на живот никаких наушников, не пытайтесь разговаривать с животом с помощью рупора и т. д. Те, кто придумывает такие рекомендации и такие приборы, видимо, очень плохо понимают, как формируется нервная система малыша.

Все эти дополнительные приборы приводят к перевозбуждению нервной системы, информационному и сенсорному стрессу, от которого плод никак не может защититься. Если у мамы наушники на животе, то сама она не слышит, что там происходит, и не участвует в этом процессе.

Тогда как в норме звуки приходят к ребенку через околоплодные воды и через мамино тело, и их всегда сопровождают мамины эмоции.

Педиатр из университета Аляски Уильям Залленбах (William B. Sallenbach) показал, что в последний триместр беременности многие дети «танцуют» – ритмично двигают руками, вращаются в такт музыке. Он же экспериментально показал, что дети, с которыми мамы во время беременности не только разговаривают, но и вместе слушают музыку, намного спокойнее, реже плачут и лучше едят.

Авторы некоторых таких методик обещают родителям вырастить гениев и приводят факты, что благодаря такой стимуляции дети после рождения развиваются с опережением: раньше начинают смотреть в глаза, держать голову, говорить… Но любой врач скажет вам: не надо раньше, надо – вовремя. Опережающее развитие – это очень большая нагрузка.

Дети, получавшие такую чрезмерную стимуляцию в попытках родителей «улучшить природу», после рождения оказываются возбудимыми, гиперактивными, быстро психически истощаются. Нет ни одного доказательства, что они потом лучше учатся в школе – зато есть свидетельства, что хуже. Поэтому не стоит переделывать природу.

Слушайте музыку, разговаривайте и пойте своему малышу, но не с целью вырастить гения, а просто потому, что вам это в радость

Источник: http://www.parents.ru/article/vnutriutrobnoe-razvitie-organy-chuvstv/

Развитие органов чувств у детей от рождения | Оборудование для сенсорной комнаты

Органы чувств у детей

Развитие органов чувств у детей начинается с рождения, пять чувств и он может использовать каждое из них. С того самого момента, как он вышел из материнской утробы, он узнаёт запах своей матери и может чувствовать её прикосновения.

Новорождённому ребенку требуется время на то, чтобы исследовать различные предметы вокруг него. После рождения всё кажется ему новым и непривычным.

Однако с течением времени он постепенно исследует этот огромный мир и развивает своё собственное восприятие.

Когда ребёнок рождается, он уже обладает всеми пятью чувствами – вкусом, слухом, зрением, осязанием и обонянием, хотя развитие этих чувств ещё находится на низком уровне.

Ребёнок способен видеть предметы, находящиеся в 20 – 25 сантиметрах от его глаз. В этот период ребёнок также способен распознавать некоторые звуки, которые он слышал ещё до своего рождения.

Свои эмоции он способен передавать только определёнными движениями и криками, поскольку ещё не умеет выражать их словами.

Зрение и слух

Родившись, ребёнок может понимать и распознавать звуки. Слух – это одно из чувств, которое развивается ещё до рождения ребёнка.

Ещё не родившись, ребёнок слышит сердцебиение мамы, урчание её живота и необычные для него, довольно громкие звуки, например, рёв машины, стук барабана. С течением временем он учится интерпретировать слова и осознавать их смысл. Ребёнку очень легко понять тон речи.

Развитие органов чувств у детей, в том числе и зрения также происходит постепенно, но сразу после рождения он может видеть вещи на расстоянии от 20 до 25 сантиметров от глаз. Он также легко распознаёт черный, белый и красный цвета.

Дети с самого рождения интересуются всем, что их окружает. Они любят смотреть на яркие игрушки в кроватке и улыбающееся лицо своей мамы: в начале жизни дети учатся распознавать, прежде всего, лица своих мам.

Тактильные ощущения

У младенцев чувство осязания развито значительно. Они реагируют на прикосновения так же, как и взрослые. На самом деле, даже новорождённый способен понять, что к нему прикоснулась именно его мама.

Любое прикосновение – это то ощущение, которое оказывает влияние на прочность отношений между ребёнком и его родителями. Маленькие дети вообще любят, когда их трогают. Они любят массаж и сон на руках у родных только потому, что могут при этом чувствовать себя защищёнными.

При исследовании предметов, дети любят погрызть их, чтобы прикоснуться к ним своим самым чувствительным органом – языком.

Как помочь сенсорному развитию своего ребёнка?

Хотя сенсорное развитие является естественным процессом у детей, родители, без сомнения, могут ускорить его, помогая им справиться со сложными препятствиями на пути. Но перед этим необходимо усвоить несколько важных вещей:

  • не следует перегружать ребёнка знаниями на начальном этапе. Это будет только раздражать малыша;
  • нужно попытаться помочь ребёнку там, где он чувствует затруднения, либо позволить ему исследовать мир самостоятельно;
  • не стоит слишком опекать ребёнка. Необходимо провести грань между заботой и чрезмерной заботой, позволив ему исследовать мир самостоятельно;
  • не нужно оберегать ребёнка слишком сильно, ведь это ограничит его возможности и охоту к познанию нового;
  • нужно постараться понять окружающий мир с точки зрения ребёнка, прежде чем начать объяснять ему сложные понятия. Не ребёнку придётся повзрослеть, чтобы понять родителей, а, наоборот, им придётся стать детьми, чтобы понять его.

Сенсорное развитие детей раннего возраста включая развитие органов чувств у детей – это то, чем, несомненно, должны заниматься родители. Главное, помнить, что необходимо давать нагрузку в соответствии с возрастом ребёнка; занятия должны быть весёлыми и приятными.

Для этого психологи советуют проводить занятия в сенсорной комнате, которая непременно понравится малышам всех возрастов, ведь в ней так весело играть, незаметно развивая все органы чувств! А сенсорная комната для дошкольников – отличное средство подготовки к нелёгкому школьному периоду!

Источник: https://medical-group.ru/razvitie-organov-chuvstv-u-detej-ot-rozhdeniya/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.