Мышечная система ребенка

Содержание

Презентация на тему: Мышечная система у детей: анатомо-физиологические особенности, методы

Мышечная система ребенка

Касатикова Н.В.ГБОУ СПО «Тольяттинский медколледж»Пропедевтика детских болезней

2

Слайд 2: План лекции

1. Анатомо-физиологические особенности (АФО) мышечной системы у детей2. Методы обследования мышечной системы у детей

3

Слайд 3: Строение мышечной системы

Мышечная система является активной частью опорно-двигательного аппаратаТри типа мышц:скелетные, прикрепленные к концам трубчатых костей конечностей и отросткам позвонков и приводящие их в движениегладкие, образующие стенки пищеварительного тракта и некоторых других внутренних органов и обеспечивающие передвижение их содержимогосердечная мышца

4

Слайд 4: Анатомо-физиологические особенности

Гистологически мышечная ткань у ребенка первых месяцев жизни отличается меньшей толщиной мышечных волокон, более сильным развитием интерстициальной ткани и обильным количеством ядер

5

Слайд 5: Анатомо-физиологические особенности

В детском возрасте мышцы более короткие, нежные, тонкие, бедны сократительными белками, жиром, неорганическими солями и богаты водойВ связи с этим мышцы хорошо растяжимы, реже разрываютсяНа 6-7-й неделе жизни плода уже можно различить волокна, называемые миофибриллами, которые являются сократительными элементами

6

Слайд 6: Анатомо-физиологические особенности

Мышечная масса после рождения увеличивается в основном за счет утолщения мышечных волокон, а не за счет нарастания их числаНаряду с ростом диаметра мышечного волокна количество ядер на единицу площади мышечной массы уменьшается

7

Слайд 7: Анатомо-физиологические особенности

Соотношение массы мышц относительно массы тела у детей значительно меньше, чем у взрослых: у новорожденного она составляет 23%, у взрослых – 44%; мышечная ткань имеет самый большой прирост после рожденияВ общей сложности масса мышц за период детства увеличивается у 37 раз

8

Слайд 8: Анатомо-физиологические особенности

У новорожденного основная часть массы приходится на мышцы туловища, у взрослого – на мышцы конечностейПри рождении поперечная полосатость мышц не выраженаМышечный рельеф сглажен и выявляется только к 5-7 годам жизни в зависимости от образа жизни, упитанности, подвижности

9

Слайд 9: Анатомо-физиологические особенности

Особенностью новорожденных является преимущество тонуса мышц-сгибателей над мышцами-разгибателями, чем обусловлена специфическая поза плода еще во внутриутробном периодеУ здоровых детей физиологический гипертонус, связанный с особенностями функции ЦНС сохраняется до 2-3 мес. жизниУ недоношенных и незрелых детей отмечается общая мышечная гипотония до 1,5-2 мес. сменяющаяся в дальнейшем гипертонусом сгибателе

10

Слайд 10: Анатомо-физиологические особенности

Мышцы прикрепляются немного дальше оси вращения, что обусловливает угловатость движений детей раннего возрастаБогатая кровеносная система и интенсивный обмен способствуют быстрому вымыванию из мышц молочной кислоты, поэтому их функциональная активность у детей удовлетворительнаяЗдоровые дети очень подвижны и устают меньше взрослых

11

Слайд 11: Развитие мышц у детей

В первую очередь развиваются крупные мышцы плеча и предплечьяЗ атем происходит интенсивный рост мышц кистей рук (до школьного возраста дети не способны выполнять пальцами тонкую работу — писать, лепить и т.д.)С 8-9 лет значительно увеличивается объем мышц

12

Слайд 12: Развитие мышц у детей

В период полового созревания идет прирост мышц спины, ног, плечевого пояса; интенсивность прироста мышц и мышечной силы тесно связана с полом; как правило, показатели динамометрии у мальчиков выше, чем у девочекСовершенствование точности и координации движений наиболее интенсивно происходит после 10 лет, а способность к быстрым движениям достигается лишь к 14 годам

13

Слайд 13: Методы обследования

ЖалобыДанные анамнеза со слов больного ребенка и/или родителейОбъективные методы:осмотрпальпацияопределение объема и характера активных и пассивных движенийсилы и тонуса мышцДополнительные инструментальные методы исследования

14

Слайд 14: Жалобы

Наиболее частыми жалобами являютсямышечная слабость (миастения)ограничение движениймышечные боли (миалгии)

15

Слайд 15: Анамнез

При расспросе нужно выяснить:время появления признаков поражения мышцсвязь с другими клиническими проявлениямисемейно-наследственный анамнез

16

Слайд 16: Осмотр, пальпация

Степень развития мышцАтрофия мышцАсимметрия мышечной массыПараличи и парезыПриобретенные деформации мышечной системыВрожденные аномалии развитияБолезненностьКакие-либо образования в мышцах

17

Слайд 17: Степени развития мышц

Слабое развитие: масса мышц туловища и конечностей в покое мала, во время напряжения изменение объема мышц едва заметно, нижняя часть живота отвисает, нижние углы лопаток расходятся и отстают от грудной клеткиСреднее развитие: мышцы туловища в покое развиты умеренно, а мышцы конечностей – хорошо, при напряжении отчетливо изменяются их форма и объемХорошее развитие: мышцы туловища и конечностей в покое хорошо видны, при напряжении отмечается отчетливый рельеф сокращенных мышц

18

Слайд 18: Обследование

Асимметрия мышечной массы – неодинаковая степень развития одно-именных групп мышцДля обнаружения асимметрии последовательно оценивают мышцы обеих половин лица, туловища, конечностейДля установления асимметрии мышц конечностей измеряют окружности бедер, голеней, стоп на одинаковых уровнях и сравнивают их

19

Слайд 19: Пальпация

При пальпации мышц обращают внимание на их болезненность, которая проявляется плачем и беспокойством ребенка раннего возраста и жалобами на боль у детей старшего возраста

20

Слайд 20: Мышечный тонус

Постоянное рабочее напряжение скелетных мышц, контролируемое центральной нервной системойОриентировочное представление о состоянии мышечного тонуса можно получить при визуальной оценке позы и положения конечностей ребенка

21

Слайд 21: Мышечный тонус

У здорового доношенного новорожденного руки согнуты в локтях, колени и бедра притянуты к животу – физиологическая позаУ распластанного на столе новорожденного ребенка с вытянутыми руками и ногами мышечный тонус снижен (гипотония)Признаки гипертонуса мышц конечностей: сжатые в кулак пальцы, напряженно расставленные пальцы при слегка сжатой кисти, симптом «когтистой лапы» – разгибание пальцев в плюснефаланговых суставах, положение опистотонуса – напряженно вытянутые конечности и резкое запрокидывание головы

22

Слайд 22: Мышечный тонус

Определяется на основании субъективных ощущений, получаемых исследователем при пассивном сгибании и разгибании верхних и нижних конечностей с оценкой степени возникающего при этом сопротивления, а также по плотности мышц при их ощупыванииСуществует несколько проб, позволяющих судить о мышечном тонусе

23

Слайд 23: Симптом возврата

Новорожденный лежит на спине с согнутыми ногами. Исследователь разгибает его ножки, удерживая их в выпрямленном состоянии пять секунд, после чего убирает свои руки, при этом ножки ребенка сразу же возвращаются в исходное положениеПри сниженном тонусе полного возврата не происходит

24

Слайд 24: Проба на мышечный тонус

Ребенка не спеша поднимают за ножки и несколько секунд держат с опущенной вниз головойВ норме ребенок повисает с умеренно согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами, голова расположена в одной вертикальной плоскости с туловищем, но не свисаетПри гипотонии ребенок свисает, не сгибая конечностей и головы, не прогибая позвоночникаПри выраженном гипертонусе ноги значительно согнуты, позвоночник выгнут дугой, голова резко запрокинута назад

25

Слайд 25: Проба на тракцию

Лежащего на спине грудного ребенка берут за запястья и стараются привести в сидячее положение.Ребенок сначала разгибает руки (1-я фаза), а затем сгибает их, всем телом подтягиваясь к исследователю (2-я фаза)При гипертонусе отсутствует 1-я фаза, а при гипотонусе – 2-я фаза

26

Слайд 26: Симптом «дряблых плеч»

Исследователь обеими руками, охватывая плечи ребенка, пытается активно поднять их вверхПри условии снижения мышечного тонуса это движение дается легко и плечи ребенка касаются мочек ушей

27

Слайд 27: Мышечный тонус

При повышенном мышечном тонусе может быть выявлено ограничение или невозможность пассивных движенийПри сниженном мышечном тонусе возможно увеличение пассивных движений, разболтанность суставов

28

Слайд 28: Пассивные движения

Исследуют, сгибая и разгибая различные суставы ребенка: локтевые, тазобедренные, голеностопные и т.д.

29

Слайд 29: Активные движения

Изучают в процессе наблюдения за ребенком во время игры, ходьбы, выполнения тех или иных движений (приседания, наклоны, поднимание или опускание рук, перешагивание через препятствие, подъем и спуск по лестнице)

30

Слайд 30: Условия развития двигательной активности

Для своевременного развития двигательной активности с первых дней жизни следует предоставить ребенку свободу в движениях и помогать ему овладевать имиСущественное значение при этом имеют игры, соответствующие определенным возрастным периодам детства, массаж и гимнастика, проводимые без насилия, мягко и медленно, при хорошем настроении ребенка

31

Слайд 31: Сила мышц

Мышечная сила отчетливо нарастает у детей с возрастом. Как правило, правая рука сильнее левой, а мышечная сила у мальчиков больше, чем у девочекОпределяют мышечную силу по степени усилия, которое надо совершить, чтобы противодействовать движению ребенка

32

Слайд 32: Сила мышц

Для детей раннего возраста это попытка отнять схваченную игрушкуБолее старших просят оказать сопротивление при разгибании согнутой руки (ноги)Можно использовать обычные приемы: сила рукопожатия, возможность поднятия груза и др.

33

Слайд 33: Сила мышц

Объективно можно судить о мышечной силе по показаниям динамометра. Измерения проводят у детей старшего возраста троекратно, регистрируя максимальный результат

34

Слайд 34: Лабораторно-инструментальные исследования

Электровозбудимость и механическая мышечная возбудимость: путем электромиографииМ ышечная работоспособность: при помощи эргографа и эргометраР егистрация спонтанной мышечной активности актографом и электромиографомБиохимические показатели крови: креатинин, креатин, ферментыИ ммуногуморальные показатели: антитела к гладкой мускулатуреА нализ мочи на креатининБ иопсия мышц с морфологическим исследованием её структуры

35

Слайд 35: Примеры формулировки заключения

Мышечный тонус достаточный, пассивные и активные движения выполняются в полном объеме, сила мышц хорошая.- Норма

36

Последний слайд презентации: Мышечная система у детей: анатомо-физиологические особенности, методы: Спасибо за внимание!

Источник: https://slide-share.ru/mishechnaya-sistema-u-detej-anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-metodi-209949

Мышцы человека

Мышечная система ребенка

Но скелетная мускулатура — далеко не все мускулы человеческого тела. Благодаря работе гладкой мускулатуры внутренних органов, по кишечнику идет перистальтическая волна, совершается вдох, сокращается, обеспечивая жизнь, самая важная мышца человеческого тела — сердце.

Определение мышц

Мышца (лат. muskulus) — орган тела человека и животных, образованный мышечной тканью. Мышечная ткань имеет сложное строение: клетки-миоциты и покрывающая их оболочка — эндомизий образуют отдельные мышечные пучки, которые, соединяясь вместе, образуют непосредственно мышцу, одетую для защиты в плащ из соединительной ткани или фасцию.

Мышцы тела человека можно поделить на:

  • скелетные,
  • гладкие,
  • сердечную.

Как видно из названия, скелетный тип мускулатуры крепится к костям скелета. Второе название — поперечно-полосатая (за счет поперечной исчерченности), которая видна при микроскопии.

К этой группе относятся мышцы головы, конечностей и туловища. Движения их произвольные, т.е. человек может ими управлять.

Эта группа мышц человека обеспечивает передвижение в пространстве, именно их с помощью тренировок можно развить или «накачать».

Гладкая мускулатура входит в состав внутренних органов — кишечника, мочевого пузыря, стенки сосудов, сердца. Благодаря ее сокращению повышается артериальное давление при стрессе или передвигается пищевой комок по желудочно-кишечному тракту.

Сердечная — характерна только для сердца, обеспечивает непрерывную циркуляцию крови в организме.

Интересно узнать, что первое мышечное сокращение происходит уже на четвертой неделе жизни эмбриона – это первый удар сердца. С этого момента и до самой смерти человека сердце не останавливается ни на минуту. Единственная причина остановки сердца в течение жизни — операция на открытом сердце, но тогда за этот важный орган работает АИК (аппарат искусственного кровообращения).

Строение мышц человека

Единицей строения мышечной ткани является мышечное волокно. Даже отдельное мышечное волокно способно сокращаться, что свидетельствует о том, что мышечное волокно – это не только отдельная клетка, но и функционирующая физиологическая единица, способная выполнять определенное действие.

Отдельная мышечная клетка покрыта сарколеммой – прочной эластичной мембраной, которую обеспечивают белки коллаген и эластин. Эластичность сарколеммы позволяет мышечному волокну растягиваться, а некоторым людям проявлять чудеса гибкости – садиться на шпагат и выполнять другие трюки.

В сарколемме, как прутья в венике, плотно уложены нити миофибрилл, составленные из отдельных саркомеров. Толстые нити миозина и тонкие нити актина формируют многоядерную клетку, причем диаметр мышечного волокна – не строго фиксированная величина и может варьироваться в довольно большом диапазоне от 10 до 100 мкм.

Актин, входящий в состав миоцита, — составная часть структуры цитоскелета и обладает способностью сокращаться. В состав актина входит 375 аминокислотных остатка, что составляет около 15% миоцита. Остальные 65 % мышечного белка представлены миозином. Две полипептидные цепочки из 2000 аминокислот формируют молекулу миозина.

При взаимодействии актина и миозина формируется белковый комплекс — актомиозин.

Описание мышц человека сложно, и для наглядного представления можно обратиться к учебнику «Биология 8 класс» под редакцией В.И.Сивоглазова, где на странице 117 на иллюстрации показано, каким образом выглядит миоцит под микроскопом.

Название мышц человека

Когда анатомы в Средние века начали темными ночами выкапывать трупы, чтобы изучить строение человеческого тела, встал вопрос о названиях мускулов. Ведь нужно было объяснить зевакам, которые собрались в анатомическом театре, что же ученый в данный момент кромсает остро заточенным ножом.

Ученые решили их называть либо по костям, к которым они крепятся (например, грудинно-ключично-сосцевидная мышца), либо по внешнему виду (например, широчайшая мышца спины или трапециевидная), либо по функции, которую они выполняют (длинный разгибатель пальцев). Некоторые мышцы имеют исторические названия. Например, портняжная названа так потому, что приводила в движение педаль швейной машины. Кстати, эта мышца — самая длинная в человеческом теле.

Классификация мышц

Единой классификации не существует, и мускулы классифицируются по различным признакам.

По расположению:

  • головы;в свою очередь делятся на:
    • – мимические
    • – жевательные
  • шеи
  • туловища
  • живота
  • конечностей

По направлению волокон:

  • прямые
  • поперечные
  • круговые
  • косые
  • одноперистые
  • двуперистые
  • многоперистые
  • полусухожильные
  • полуперепончатые

Мускулы крепятся к костям, перекидываясь через суставы, чтобы осуществлять движение. 
В зависимости от количества суставов, через которое перекидывается мускул:

  • односуставные
  • двусуставные
  • многосуставные

По типу выполняемого движения:

  • сгибание- разгибание
  • отведение, приведение
  • супинация, пронация (супинация – вращение кнаружи, пронация – вращение кнутри)
  • сжатие, расслабление
  • поднятие, опускание
  • выпрямление

Для обеспечения движений тела и перемещения с места на место, мускулы работают слаженно и группами. Причем по своей работе делятся на:

  • агонисты – берут на себя основную нагрузку при выполнении определенного действи (например, бицепс при сгибании руки в локте)
  • антагонисты – работают в разных направления (трехглавая мышца, участвующая в разгибании конечности в локтевом суставе, будет антагонистом трицепсу); агонисты и антагонисты в зависимости от того действия, что мы хотим совершить, могут меняться местами
  • синергисты – помощники при выполнении действия, либо стабилизаторы

Функции мышц человека

Кости скелета и скелетная мускулатура, объединившись, составляют опорно-двигательный аппарат.

Гладкая мускулатура входит в состав стенок различных полых органов — мочевого пузыря, стенок сосудов и сердца, которое сокращается под влиянием вегетативной нервной системы, т.е. не зависит от желания и воли человека.

 Хотя рассказывают, что некоторые йоги могут силой мысли замедлить частоту сердечных сокращений практически до нуля. Но это йоги, а обычный человек работой гладкой мускулатуры управлять ни силой воли, ни силой мысли не может.

Однако может косвенно влиять с помощью гормонов.

Наверняка, вы все замечали, что при интенсивной и длительной пробежке сердце начинает биться быстрее. А у некоторых, даже хорошо подготовленных учеников, перед сложным экзаменом начинается медвежья болезнь и они то и дело бегают в туалет. Все это обусловлено гормональными всплесками, которые влияют на работу организма.

К основным функциям скелетной мускулатуры относят:

  • двигательную
  • опорную или статическую — поддержание положения тела в пространстве

Иногда эти две функции объединяют в одну стато-кинетическую функцию.

Также мышечная система участвует в дыхании, пищеварении, мочеиспускании и термогенезе.
Более подробно о функции каждой группы скелетной мускулатуры написано в учебнике «Биология 8 класс» под редакцией В.И.Сивоглазова.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/myshtsy-cheloveka/

Особенности мышц у детей

Мышечная система ребенка

Относительнаямасса мышцу новорожденногосоставляет около 23% (у взрослого – 44%).У новорожденных выраженповышенныйтонус мышц-сгибателей, поэтому рукии ноги приведены к туловищу, а симптомКернига положительный до 4 месяцев. Уноворожденных в отличие от взрослыхдаже во время сна мышцы не расслабляются.

Физиологическийгипертонус мышц-сгибателей уноворожденного

Сцелью адекватного развития мышц детямпервого года жизни рекомендуется массаж,гимнастические упражнения, ежедневныекупания. Детям более старшего возрастаи подросткам рекомендуются физическиеи гимнастические упражнения. 

Врождённыйвывих бедра

Уноворождёныхдетей определяют наличие симптомовврождённоговывиха бедра:

  • асимметрия складок;
  • относительное укорочение конечности;
  • нарушение ротации конечности;
  • ограничение отведения бёдер;
  • симптом щелчка.

Врожденныйвывих (дисплазия) тазобедренного суставауплощение вертлужной впадины и скошенностьеё верхней стенки с гипоплазией костныхядер; вывиху предшествует смещениеголовки бедренной кости вперёд.

Клиническиепризнаки:

  • асимметрия кожных складок на бедрах и ягодицах;
  • укорочение конечности на стороне поражения;
  • ограничение отведения в тазобедренном суставе на стороне поражения;
  • симптом щелчка Маркса-Ортолани. Симптом соскальзывания описан советским ортопедом Василием Оскаровичем Марксом в 1934 году и независимо от него итальянским педиатром Марино Ортолани в 1936 году как симптом “щелчка”. Ноги ребенка согнуты в тазобедренном и коленном суставах, после чего производят их медленное разведение, вовремя которого слышен щелчок;
  • наружная ротация нижней конечности;
  • усиленный поясничный лордоз, «утиная походка».

Дляуточнения диагноза необходиморентгенологическое или ультразвуковоеподтверждение.

Перкуссия костей

Припомощи перкуссииопределяют больв костях –симптомоссалгии.Для этого следует провести перкуссиюпальцем или перкуссионным молоточкомпо губчатым и трубчатым костям (грудине,костям таза, конечностей). При наличииболезненности симптом считаетсяположительным. Это может быть приостеомиелите, лейкозе.

Осанка

Осанкаопределяется степенью выраженностифизиологических изгибов позвоночника(осанка в сагиттальной плоскости) иналичием искривления позвоночника всторону (во фронтальной плоскости) –сколиоз.

Взависимости от изгибов позвоночникаразличают несколько форм спины:

а)нормальную– при умеренно выраженныхфизиологических изгибах позвоночника(а);

б)круглую– грудной кифозвыражен избыточно, шейный и поясничныйлордозы сглажены (б);

в)плоскую– естественные изгибыотсутствуют или выражены очень слабо(в);

г)плосковогнутую– груднойкифоз отсутствует, поясничный лордозхорошо (иногда чрезмерно) выражен (г);

д)кругловогнутую– грудной кифоз ипоясничный лордоз увеличены (д).

Формыспины

Информационный блок по теме “Анатомо-физиологические особенности, семиотика поражений костно-суставной и мышечной систем у детей” Сколиоз

Сколиоз– искривление позвоночника вофронтальной плоскости.

Дляопределения симптомов сколиоза следуетоценить:

  • уровень обоих надплечий;
  • положение головы (симметричность расположения ушных раковин по отношению к горизонтальной линии);
  • симметричность шейно-плечевых углов;
  • уровень верхнего края и нижнего угла лопаток;
  • симметричность расположения лопаток по отношению к позвоночнику;
  • параллельность расположения внутренних краев лопаток;
  • симметричность треугольников талии;
  • линию остистых отростков позвонков;
  • наличие реберного горба.

Сколиозымогут быть правосторонними, левосторонними,S-образными.

Рахит

Рахитотносят к социальным болезням, так какего частота и тяжесть находятся внепосредственной связи ссоциально-экономическими и гигиеническимиусловиями жизни, культурным уровнемнаселения, особенностями вскармливаниядетей. Чаще болеют дети в регионах снедостаточной инсоляцией, а такжерожденные поздней осенью и зимой.

https://www.youtube.com/watch?v=76lFu5ctM8g

Всложном патогенезе заболевания ведущимявляется нарушение фосфорно-кальциевогообмена на фоне дефицита витамина D,который способствует всасыванию кальцияв кишечнике и отложению кальция в костях.

По мере увеличения дефицита витаминаD в организме нарушается не тольковсасывание кальция в кишечнике, но иего мобилизация из скелета, что притяжелом рахите ведет к развитию глубокойи стойкой гипокальциемии в сочетаниис гипофосфатемией.

Нарядус недостатком витамина D у детей, больныхрахитом, наблюдаются явления общегополигиповитаминоза, нарушается обменбелков, углеводов, липидов, магния,калия, меди, цинка, железа, кобальта идругих микроэлементов, что сопровождаетсяизменением активности металлоферментови окислительно-восстановительныхпроцессов. Имеют место выраженныеотклонения иммунного гомеостаза, взначительной мере обусловленныеснижением иммунорегуляторной роливтиамина D.

Морфологическиеизменения костной тканиявляютсяосновным проявлением болезни и заключаютсяв нарушении энхондрального окостенения,разрастании остеоидной ткани,недостаточной минерализации растущейиразмягчениипредобразованнойкости.

Взависимости от выраженности клиническихсимптомов различают три степенитяжести рахита: І – легкая, ІІ –среднетяжелая и ІІІ – тяжелая.

Периодызаболевания: начальный период, периодразгара болезни, период реконвалесценциии период остаточных проявлений.

Течениезаболевания может иметь острый, подострыйи рецидивирующий характер.

Рахитпервой степени тяжести (легкий)характеризуется изменениями со сторонынервной и в меньшей степени – костнойсистем. У ребенка на втором – третьеммесяце жизни появляются чрезмернаяпотливость и связанные с ней опрелости,потница,облысение затылка. Сонстановится беспокойным, тревожным.

Вовремя сна ребенок часто вздрагивает,плачет, во время бодрствования – пуглив,беспричинно капризен. Возможны снижениеаппетита, неустойчивый стул.

Со стороныкостной системы отмечаются податливостьи болезненность при пальпации в областичерепных швов, краев большого родничка,размягчение костей черепа (краниотабес)с деформацией (уплощение затылка),утолщение ребер в месте перехода костнойткани в хрящевую.

Облысениезатылка

Уплощениезатылка

Дляпостановки диагноза рахит легкой степениобязательно наличие изменений со стороныкостной системы ребенка. Выявлениетолько симптомов нарушения функцийвегетативной нервной системы не можетбыть основанием для постановки диагноза.

Состороны костной системыотмечаетсятакже деформация черепа вследствиеразрастания теменных и лобных бугров,позднее закрытие родничка, позднеепрорезывание и неправильный порядокпрорезывания молочных зубов.

Со стороныкостей туловища возможно S-образноеискривление ключиц, деформация грудины(воронкообразная, килевидная и др.

) игрудной клетки (втяжение в местеприкрепления диафрагмы на фоне размягченияребер – Гаррисонова борозда), деформацияпозвоночника (рахитический горб,сколиоз), костей таза (плоско-рахитическийтаз).

Отмечается утолщение эпифизовкостей предплечья (“рахитическиебраслетки”), фаланг пальцев рук (“нитижемчуга”), голеней. Когда ребенокначинает ходить, появляется искривлениеног – О- или X-образное в зависимости отпреобладания тонуса мышц-сгибателейили мышц-разгибателей.

Килевидная(слева) и воронкообразная (справа)деформации грудины

Гаррисоноваборозда

Рахитическийгорб

Рахитическиечетки

Рахитическиебраслетки

“Нитижемчуга”

О-и X-образное искривление ног

Вторая(среднетяжелая) степень рахитахарактеризуется умеренно выраженнымиизменениями со стороны костной и нервнойсистем, а также мышечной (гипотония) исистемы крови (анемия).

Возможны увеличениепечени и селезенки, нарушения со стороныорганов дыхания, сердечно-сосудистойи пищеварительной систем. Рахит 2 степенитяжести развивается через 1,5 – 2 месяцаот начала заболевания.

У доношенныхдетей диагноз рахит 2 степени тяжестиможет быть выставлен не ранее 4-5 месяцажизни.Для рахита 2 степени тяжестихарактерно поражение костей в двух илитрех отделах скелета.

Мышечнаягипотония при тяжелом рахите

Рахиттретьей степени (тяжелый)характеризуетсязначительными изменениямисо стороныперечисленных органов и систем вплотьдо задержки развития моторных истатических функций.

Приостром течениизаболевания превалируютсимптомыразмягчениякостной ткани(остеомаляция), приподостромтечении– признакиразрастанияостеоидной ткани.

Спазмофилия

Нафоне характерного для классическогорахита снижения уровня ионизированногокальция в сыворотке крови возможноразвитие у детей спазмофилииспроявлениями повышенной нервно-мышечнойвозбудимости и склонности к судорогам.

Предрасполагающими факторами, являютсядиета, бедная солями кальция, интенсивноелечение витамином D, назначение егоодновременно с УФО.

Заболевание чащевсего развивается весной на фонеобразования небольших количеств витаминаD в коже ребенка под влиянием солнечныхлучей, что приводит к отложению кальцияв костную ткань, тогда как всасываниеего в кишечнике невелико.

Выделяютскрытую(латентную) и явнуюспазмофилию.

Прискрытойформедети нередко нормально, а иногда избыточноупитаны, психомоторное развитие впределах нормы, почти всегда у нихимеются симптомы рахита. Характерныпризнаки гипервозбудимости– беспокойство, вздрагивания, гиперестезии.Клинически определяются симптомыповышенной нервно-мышечной возбудимости:

1)   лицевойфеномен Хвостека– при легком поколачивании пальцем илиперкуссионным молоточком между скуловойдугой и углом рта – в районе выходалицевого нерва появляются сокращениялицевой мускулатуры в области рта, носа,век;

2)   симптомТруссо– при сдавливании плеча эластичнымжгутом или манжетой для измеренияартериального давления в течение 3 минутвозникает судорожное сведение пальцевруки в виде рукиакушера;

3)   симптомЛюста–непроизвольное тыльное сгибание стопыс одновременным отведением и ротациейноги кнаружи («конскаястопа»)при поколачивании молоточком у головкималоберцовой кости или сжатии икроножноймышцы.

Приявнойспазмофилииможет возникнуть ларингоспазм– спазм ой щели. Он проявляетсязвучным или хриплым вдохом при плаче икрике и остановкой дыхания на несколькосекунд.

В этот момент ребенок сначалабледнеет, потом у него появляется цианоз,потеря сознания, иногда присоединяютсяклонические судороги. Приступ заканчиваетсяглубоким звучным вдохом и плачем ребенка.

При наиболее тяжелых случаях возможнасмерть в результате внезапной остановкисердца (тетаниясердца).Реже наблюдается остановка дыхания нена вдохе, а на выдохе – бронхотетания.

Ларингоспазм 

Приприступе ларингоспазма необходимооказать экстренную помощь:

  • уложить ребенка на ровную твердую поверхность;
  • расстегнуть стесняющую одежду;
  • обеспечить доступ свежего воздуха;
  • создать спокойную обстановку;
  • лицо и тело ребенка сбрызнуть холодной водой или вызвать раздражение слизистой оболочки носа (подуть в нос, пощекотать тампоном, поднести нашатырный спирт или шпателем нажать на корень языка);
  • ввести внутривенно глюконат кальция (0,2 мл на год жизни) или 10%-ный раствор хлорида кальция;
  • ввести внутримышечно реланиум в дозе 0,1 мл на год жизни;
  • при отсутствии эффекта провести интубацию трахеи;
  • при остановке сердца провести непрямой массаж сердца.

Карпопедальныйспазм– спазм дистальных мышц кисти в видеруки акушера (а) и мышц ноги в виде конскойстопы (б). Такой спазм может бытькратковременным, но может сохранятьсядолго, в течение нескольких часов и дажедней.

Внаиболее тяжелых случаях наблюдаютсяприступыэклампсии– клонико-тонические судороги, протекающиес потерей сознания. Они возникают вследза кратковременными тоническимисудорогами и могут присоединяться кприступу ларингоспазма. 

Источник: https://studfile.net/preview/1902514/page:2/

Мышцы первый год жизни ребенка

Мышечная система ребенка

Мышечная система включает более 600 мышц, большинство из которых участвует в выполнении различных движений.

Мышечная система у детей

Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей:

К моменту рождения количество мышц у ребёнка почти такое же, как у взрослого, однако имеются существенные различия в отношении массы, размеров, структуры, биохимии, физиологии мышц и нервномышечных единиц.

Скелетные мышцы у новорождённого анатомически сформированы и сравнительно хорошо развиты, их общая масса составляет 20-22% массы тела.

К 2 годам относительная масса мышц несколько уменьшается (до 16,6%), а затем в связи с нарастанием двигательной активности ребёнка вновь увеличивается и к 6 годам достигает 21,7%, к 8 — 2728%, а к 15 — 3233%.

У взрослых она составляет в среднем 40-44% массы тела. В общей сложности масса мышц за период детства увеличивается в 37 раз.

Структура скелетной мышечной ткани у детей разного возраста имеет ряд отличий. У новорождённого мышечные волокна расположены рыхло, их толщина 4-22 мкм.

В постнатальном периоде рост мышечной массы происходит в основном за счёт утолщения мышечных волокон, и к 18-20 годам их диаметр достигает 20-90 мкм.

В целом мышцы у детей раннего возраста более тонкие и слабые, а мышечный рельеф сглажен и становится отчётливым обычно только к 5-7 годам жизни.

Фасции у новорождённого тонкие, рыхлые, легко отделяются от мышц. Так, слабое развитие сухожильного шлема и рыхлое соединение его с надкостницей костей свода черепа предрасполагают к образованию гематом при прохождении ребёнка через родовые пути. Созревание фасций начинается с первых месяцев жизни ребёнка и связано с функциональной активностью мышц.

В мышцах новорождённого относительно много интерстициальной ткани. В первые годы жизни происходит абсолютное увеличение рыхлой внутримышечной соединительной ткани, а относительное количество клеточных элементов на единицу площади уменьшается. Наряду с развитием мышечных волокон идёт формирование эндомизия и перимизия.

Его дифференцировка заканчивается к 8-10 годам.

Нервный аппарат мышц к моменту рождения сформирован не полностью, что сочетается с незрелостью сократительного аппарата скелетных мышц.

По мере роста ребёнка происходит созревание как двигательной иннервации фазных скелетных мышечных волокон (смена полинейронной иннервации на мононейронную, уменьшение площади чувствительности к ацетилхолину, в зрелых нервномышечных синапсах приуроченной только к постсинаптической мембране), так и формирование дефинитивных нервномышечных единиц. Происходит также образование новых проприорецепторов с концентрацией их в участках мышц, испытывающих наибольшее растяжение.

Скелетные мышцы у новорождённых характеризуется меньшим содержанием сократительных белков (у новорождённых их в 2 раза меньше, чем у детей старшего возраста), наличием фетальной формы миозина, обладающего небольшой АТФазной активностью. По мере роста ребёнка фетальный миозин замещается дефинитивными миозинами, увеличивается содержание тропомиозина и саркоплазматических белков, уменьшается количество гликогена, молочной кислоты и воды.

Особенности мышечной системы у детей

Мышцы ребёнка характеризуются рядом функциональных особенностей. Так, у детей отмечают повышенную чувствительность мышц к некоторым гуморальным агентам (в частности, к ацетилхолину). Во внутриутробном периоде скелетные мышцы отличаются низкой возбудимостью. Мышца воспроизводит лишь 3-4 сокращения в секунду. С возрастом число сокращений доходит до 60-80 в секунду.

Созревание нервномышечного синапса приводит к значительному ускорению перехода возбуждения с нерва на мышцу. У новорождённых мышцы не расслабляются не только во время бодрствования, но и во сне.

Постоянную их активность объясняют участием мышц в теплопродукции (так называемый сократительный термогенез) и метаболических процессах организма, стимуляции развития самой мышечной ткани.

Мышечный тонус может быть ориентиром при определении гестационного возраста новорождённого.

Так, у здоровых детей первых 2-3 мес жизни отмечают повышенный тонус мышц сгибателей, так называемый физиологический гипертонус, связанный с особенностями функционирования ЦНС и приводящий к некоторому ограничению подвижности в суставах.

Гипертонус в верхних конечностях исчезает в 2-2,5 мес, а в нижних — в 3-4 мес. Глубоко недоношенные дети (срок гестации менее 30 нед) рождаются с общей мышечной гипотонией.

У ребёнка, родившегося на 30-34й неделе гестации, нижние конечности согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Флексия верхних конечностей появляется только у детей, родившихся после 34й недели гестации. После 36-38й недели отмечают флексорное положение как нижних, так и верхних конечностей.

Рост и развитие мышц у детей

Рост и развитие мышц у детей происходит неравномерно и зависит от их функциональной активности. Так, у новорождённого слабо развиты мимические и жевательные мышцы. Они заметно укрепляются после прорезывания молочных зубов.

Отчётливо выражены возрастные особенности диафрагмы. Её купол у новорождённых более выпуклый, сухожильный центр занимает относительно малую площадь. По мере развития лёгких выпуклость диафрагмы уменьшается.

У детей до 5 лет диафрагма расположена высоко, что связано с горизонтальным ходом рёбер.

Мышечная система у новорожденных слабо развита, как и апоневрозы и фасции живота, что обусловливает выпуклую форму передней брюшной стенки, сохраняющуюся до 3-5 лет.

Пупочное кольцо у новорождённого ещё не сформировано, особенно в верхней его части, в связи с чем возможно образование пупочных грыж.

Поверхностное паховое кольцо образует воронкообразное выпячивание, более выраженное у девочек.

У новорождённого преобладает масса мышц туловища. В первые годы жизни ребёнка в связи с нарастанием двигательной активности быстро растут мышцы конечностей, причём развитие мышц верхних конечностей на всех этапах опережает развитие мышц нижних конечностей.

В первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, гораздо позднее — мышцы кисти, что приводит к трудностям в выполнении тонкой ручной работы до 5-6летнего возраста. До 7 лет у детей недостаточно развиты мышцы ног, в связи с чем они плохо переносят длительные нагрузки.

В возрасте 2-4 лет усиленно растут большие ягодичные мышцы и длинные мышцы спины. Мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела, наиболее интенсивно растут после 7 лет, особенно у подростков 12-16 лет.

Совершенствование точности и координации движений наиболее интенсивно происходит после 10 лет, а способность к быстрым движениям развивается лишь к 14 годам.

Интенсивность прироста мышц и мышечной силы связана с полом. Так, показатели динамометрии у мальчиков выше, чем у девочек. Исключением служит период от 10 до 12 лет, когда становая сила у девочек выше, чем у мальчиков.

Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) до 6-7 лет изменяется незначительно, а затем к возрасту 13-14 лет быстро увеличивается.

Мышечная выносливость с возрастом также растёт и у 17летних вдвое превышает аналогичные показатели 7-летних детей.

Наиболее распространённая врождённая аномалия мышц — недоразвитие грудино-ключично-сосцевидной мышцы, приводящее к кривошее.

Часто возникают аномалии строения диафрагмы с образованием грыж.

Недоразвитие или отсутствие большой грудной или дельтовидной мышцы приводит к развитию деформаций плечевого пояса.

Мышечная система ребенка — осмотр, пальпация

Методика исследования мышечной системы у детей

Расспрос. Наиболее частые жалобы у детей при поражении мышечной системы — боли в мышцах (миалгии) и снижение мышечной силы. При сборе анамнеза следует по возможности выяснить время появления этих жалоб, провоцирующие факторы, связь с другими патологическими симптомами, имеющимися у ребёнка, семейно-наследственный анамнез.

При осмотре и пальпации в первую очередь оценивают степень развития мышц. Также необходимо оценить такие важнейшие показатели состояния мышечной системы ребенка, как тонус, сила и двигательная активность мышц.

У здоровых детей мышцы упругие на ощупь, одинаковые на симметричных участках тела и конечностей. Различают 3 степени развития мышц:

Хорошее — контуры мышц туловища и конечностей в покое хорошо видны, живот втянут или незначительно выдаётся вперёд, лопатки подтянуты к грудной клетке, при напряжении усиливается рельеф сокращённых мышц.

Среднее — мышцы туловища развиты умеренно, а конечностей — хорошо, при напряжении отчётливо изменяются их форма и объём.

Слабое — в покое мышцы туловища и конечностей плохо контурируются, при напряжении рельеф мышц изменяется едва заметно, нижняя часть живота отвисает, нижние углы лопаток расходятся и отстают от грудной клетки.

Недостаточное развитие мышц возникает у детей, ведущих малоподвижный образ жизни, при дистрофии, обусловленной нарушением питания, наличием хронических соматических заболеваний, патологии нервной системы, генерализованного поражения суставов и т.д.

Крайняя степень слабого развития мышц — атрофия. При этом состоянии масса мышечной ткани резко уменьшена, а брюшко мышц по своей толщине и консистенции становится похожим на сухожилие. При мышечной атрофии происходит обратимое или необратимое нарушение трофики мышц с развитием истончения и перерождения мышечных волокон, ослаблением или утратой их сократительной способности.

Источник: https://ckiom.ru/myshtsy/myshtsy-pervyy-god-zhizni-rebenka/

Развитие мышц у детей на разных этапах

Мышечная система ребенка

Развитие мышечной системы начинается ещё на этапе внутриутробного формирования организма ребёнка. По мере роста и взросления мышцы будут заметно изменяться и к окончанию определённого периода сформируются полностью.

В детском возрасте мышечная система имеет некоторые особенности, главная из которых — уменьшенная по сравнению со взрослыми толщина волокон. Кроме того, стоит отметить более активное кровоснабжение мышц с увеличенным количеством нервных волокон.

В каждом возрасте мышечная система ребёнка имеет свои особенности. От них и будут зависеть мышечные способности на том или ином этапе.

О развитии мышц в раннем возрасте

В течение первого года жизни мышечная система ребёнка достаточно слабо развита, равно как и отдельные нервные волокна, отвечающие за работу мышц. У малышей в этот период жизни отмечают повышенный тонус мышц конечностей, что выливается в активные, раскоординированные и хаотичные движения.

Развитие костной ткани в раннем возрасте будет способствовать формированию и развитию мышечной системы, росту мускулатуры. Уже спустя несколько месяцев после рождения малыш способен удерживать голову в любом положении, а спустя 3-4 месяца — делать это продолжительное время.

Также по истечении нескольких месяцев после рождения дети способны освоить навыки переворачивания в кроватке, хватательные движения. Примерно к концу первого полугодия ребёнок спокойно удерживает игрушку, перекладывая её из одной руки в другую.

В 6-7 месяцев развитие мышечной системы у детей достигает того уровня, когда они могут начинать пробовать удерживаться в положении сидя. Важно, чтобы родители не начинали сажать кроху раньше того времени, когда его мышцы будут к этому действительно готовы, потому что есть риск образования повышенной нагрузки и, как следствие, деформации неокрепших костных элементов.

Первые попытки удержаться на ногах без поддержки у малышей появляются не ранее 8 месяцев. Ходить, не нуждаясь в опоре, большая часть детей научится не ранее года.

Очень важно, чтобы в первый год жизни малыш имел достаточный уровень физической активности, влияющей на развитие мышечной системы. Взрослым необходимо следить за тем, чтобы кроха, осваивая новые движения или будучи в процессе игры, находился на защищенной территории — например, в манеже.

Постоянное нахождение на руках, в кроватке или в коляске ограничивает двигательные способности крохи, что негативным образом повлияет на развитие мышечной системы и приведет к развитию вялых и дряблых мышц.

Что нужно знать о развитии мышц в дошкольном и школьном возрасте

На развитие мышечной системы в дошкольном и школьном возрасте огромное влияние оказывают физические нагрузки и спорт. В период переходного возраста, когда подростки выглядят угловатыми и не всегда способны контролировать действия из-за некоторого нарушения координации, физические упражнения для них должны быть подобраны и дозированы правильно.

Недостаток двигательной нагрузки может задержать развитие мышечной системы, привести к проявлению ожирения, нарушить естественный рост костей и вызвать вегетососудистую дистонию.

Важно понимать, что в каждом возрасте детям доступны разные виды спорта. Так, например, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте оптимальные виды спорта — это лыжи, фигурное катание, художественная гимнастика.

Дети постарше могут начинать заниматься прыжками с трамплина, лыжным двоеборьем, прыжками на батуте и биатлоном.

Начиная с 10 лет допустимы командные виды спорта, такие как волейбол, хоккей, футбол, а также академическая гребя, фехтование и борьба.

В 11-12 лет дети могут ускорить развитие мышечной системы занятиями конькобежным спортом, стрельбой из лука, греблей, а также лёгкой атлетикой. Ещё год спустя можно попробовать свои силы в велосипедном спорте и боксе, а начиная с 13 лет можно заниматься тяжёлой атлетикой и стендовой стрельбой.

Естественно, что осваивать новые виды спорта без травм можно и нужно только под контролем опытного тренера, досконально владеющего знаниями о детской физиологии на каждом этапе жизни ребёнка.

О врождённой мышечной аномалии

Процесс развития мышечной системы может протекать не так гладко, особенно когда имеет место такая проблема, как врождённая мышечная аномалия. Осматривая таких ребят, медики в первую очередь дают оценку степени развития мышечной системы, обращая особое внимание на следующие показатели мышц:

  • тонус;
  • активность;
  • сила;
  • уровень развития.

Здоровые дети имеют упругие, симметрично развитые мышцы, которые могут иметь несколько степеней развития.

Первая степень — с чётко обозначенными мышечными контурами, заметными даже в состоянии покоя, с подтянутыми лопатками, втянутым животом.

Вторая степень — характеризуется умеренным развитием мышц и конечностей с заметным изменением рисунка и объёма в процессе напряжения.

Третья степень — мышцы практически не поддаются контролю, и даже во время напряжения часть живота отвисает. Обычно третья степень развития мышц характерна для детей, которые имеют проблемы с питанием, страдают хроническими соматическими заболеваниями, ведут малоподвижный образ жизни.

Последняя степень развития мышц — это атрофия, характеризуемая уменьшенной массой мышечных тканей, ослаблением или даже полной утратой сократительной способности мышечных волокон.

Что такое асимметрия мышц

Когда речь идёт об асимметрии мышц, то подразумевается неравномерное развитие отдельных групп. Обнаружить асимметрию можно методом сравнения одинаковых мышц с обеих сторон тела, на конечностях или лице ребенка. Для получения максимально точных данных используют сантиметровую ленту.

На асимметричное развитие мышц может повлиять перенесенная в детстве травма, а также ревматические заболевания, патологии нервной системы.

Мышечный тонус: что нужно знать

Еще одно явление, связанное с развитием мышечной системы в детском возрасте, — это мышечный тонус. Под ним стоит понимать рефлекторное напряжение мышц, вызываемое центральной нервной системой и связанное с метаболическими процессами в организме.

Уменьшение или повышение уровня тонуса называют соответственно атонией или гипотонией мышц, тогда как природный тонус носит название нормотонии.

Оценить уровень тонуса можно по результатам визуального осмотра ребёнка, положения его конечностей. Если у младенца в первый месяц конечности полусогнуты и колени прижаты к животу, то стоит говорить о гипертонусе.

По мере роста уровень тонуса будет снижаться, и малыш в скором времени сможет лежать с вытянутыми руками и ногами.

Снижение уровня тонуса у детей в старшем возрасте может стать причиной нарушения осанки и привести к образованию поясничного лордоза, вздутию живота и пр.

Заключение

Обеспечить нормальное развитие мышечной системы в детском и подростковом возрасте помогут регулярные тренировки, вовлекающие в процесс разные группы мышц. Тренировки и отдельные движения в упражнениях не должны быть скучными и однообразными. Важно, чтобы детям был интересен процесс, так как только в этом случае получится избежать как физического, так и эмоционального утомления.

Занятия должны быть дозированными, лёгкими и приятными в раннем возрасте. По мере взросления детей нагрузки могут быть увеличены. Если подходить к процессу грамотно, то у здорового, в меру тренированного ребёнка или подростка они не будут вызывать сложностей.

Нагрузка на мышцы должна быть равномерной во избежание недоразвития отдельных групп и нарушения их функциональности. Только целенаправленные и регулярные физические упражнения обеспечат гармоничное развитие мышечной системы у детей и их физическое развитие в целом с совершенствованием органов и систем организма.

Источник: https://rebenkoved.ru/fizicheskoe-razvitie/osobennosti/razvitie-myshts-u-detej-na-raznyh-etapah.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.