Естественная и искусственная вентиляция школьного здания

Содержание

Что нужно учесть, разрабатывая проект вентиляции школы

Естественная и искусственная вентиляция школьного здания

Системы вентиляции для учебных учреждений не без оснований относят к наиболее ответственным элементам инфраструктуры зданий, поскольку в долгосрочной перспективе они прямым образом влияют на здоровье всего населения страны. Ввиду чего, проект вентиляции школы должен не только соответствовать формальным требованиям СНиП, но и учитывать все нюансы современной архитектуры зданий.

Основной проблемой в проектах такого типа является то, что их разработка должна производиться с учётом противоположных критериев: нормативов воздухообмена и требований к энергетической эффективности здания.

Если ещё учесть повсеместную замену старых оконных блоков на металлопластиковые стеклопакеты, то согласовать необходимую структуру вентиляции с доступным бюджетом становится крайне сложно, что надо учитывать при составлении технического задания.

Особенности систем вентиляции для школ и вузов

Изначально проектирование воздухообмена для зданий учебных учреждений производилось по той же схеме, что и для обычных жилых помещений: с притоком воздуха за счёт инфильтрации через окна и естественной вытяжкой через санузлы и рекреационные зоны.

Даже в советское время это было явной манипуляцией нормативами, поскольку минимальной нормой воздухообмена является 21 м3/час на одного человека. Откуда следует, что если среднее количество учащихся в одном классе составляет 30 человек, то сквозь «щели в окнах» должно поступать не менее 600 м3 воздуха в час!

Очевидно, что на практике подобный норматив не соблюдался, а фактическая вентиляция в школах, вузах и общественных зданиях осуществлялась только благодаря организационным мерам – через соблюдение графика проветриваний.

Но как же согласовывались подобные проекты, когда нарушение воздухообмена в учебных классах потенциально опасно для здоровья учащихся? Ответ на этот вопрос прост: благодаря особой формулировке в СНиП, где норма воздухообмена оговорена в м3/час. Учитывая, что продолжительность урока составляет 45 минут, недостающая кубатура накладывалась на оставшиеся 10-15 минут перемены, которые объявлялись периодом интенсивного проветривания.

Сегодня, когда уровень естественной инфильтрации из-за перехода на металлопластиковые окна снизился в разы, подобный подход абсолютно недопустим.

Напомним, что несоблюдение норм воздухообмена в помещениях, где находятся люди, опасно, прежде всего, тем, что критическим образом изменяется баланс воздушной смеси. А именно, повышается процент содержания углекислоты, что приводит как к явно выраженному ухудшению самочувствия, так и к патологическим нарушениям здоровья.

Сонливость, потеря концентрации, синдром хронической усталости – всё это только явные последствия неправильно спроектированной вентиляции.

А если учесть, что недостаточный воздухообмен способствует развитию вирусных инфекций, то выбор схемы воздухообмена для школ имеет, можно сказать, стратегическую важность в масштабе всей страны.

Таблица влияния концентрации СО2

Отметим, что данная проблема актуальна для всех школ мира, поэтому как в нашей стране, так и за рубежом ей было уделено очень много внимания. В результате были разработаны кардинально иные подходы к проектированию вентиляции в учебных учреждениях.

Проблемы вентиляции в учебных заведения

Рассмотрим, какими методами может быть решена проблема недостаточного воздухообмена в аудиториях школ и вузов.

Вытяжная вентиляция с естественным притоком

Суть такой системы в том, что в отдельном помещении школы устанавливается мощная силовая установка, работающая как вытяжка. К каждому классу подводятся отдельные воздуховоды для отбора воздуха.

Подача свежего воздуха осуществляется естественным путём за счёт естественной инфильтрации через окна или сквозь специальные приточные клапаны.

На практике подобный подход оказался малоэффективным, поскольку естественный приток через пластиковые окна в закрытом состоянии практически отсутствует, а забор воздуха через вентиляционные клапаны сводит на нет все усилия по энергосбережению.

Более того, в холодное время года такое решение чревато возникновением особо холодных зон возле окон, что также может привести к ухудшению здоровья учащихся.

Тем не менее, из всех типов механизированных воздухообменных систем проект вытяжной вентиляции имеет минимальную стоимость.

Централизованные приточно-вытяжные системы

Классическое решение проблемы недостаточного воздухообмена – это установка полномасштабной вентиляционной системы, предполагающей подвод к классам как вытяжных, так и приточных воздуховодов.

Централизованная вентиляция с рекуперацией

В этом случае можно обеспечить полный контроль над параметрами воздушной смеси:

  • температурную нормализацию (как нагрев, так и охлаждение);
  • осушение или увлажнение до требуемого уровня;
  • очистку от загрязнений.

Для новых зданий такой подход стал практически стандартом и применяется, как правило, совместно с рекуператорными модулями.

Однако, установка приточно-вытяжной системы в существующих зданиях сталкивается с большими сложностями строительного характера.

Необходимо отметить, что существует две базовые разновидности приточно-вытяжной вентиляции:

  • смесительная;
  • вытесняющая.

Смесительная схема предполагает, что подача и забор воздушных масс осуществляется через потолочные диффузоры, при этом входной поток, как правило, охлаждается (до 130C). В результате смешения с активным и нагретым воздухом, получается рабочая смесь приемлемой температуры (20-22 0C) с минимальным содержанием углекислого газа.

Распределение температуры с системой вытесняющей вентиляции

В вытесняющей модели вентиляции входной поток подаётся без охлаждения (19-200C), через диффузоры, расположенные в нижней части помещения.

В результате чего в активной зоне помещения формируется чистый слой воздуха, а нагретые и насыщенные CO2 воздушные массы вытесняются в потолочную зону, откуда откачиваются через заборные воздуховоды.

Локальная рекуперация

Локальный рекуператор

Все описанные выше методики обладают одним недостатком – их трудно применить к существующим зданиям, архитектура которых не предусматривала установку сетей из воздуховодов.

Ввиду чего, школы стали первым типом зданий, в которых начали массово применяться локальные рекуператорные системы.

Напомним, что понятие «рекуператор» в вентиляции означает приточно-вытяжную вентиляцию с переносом тепла от исходящих потоков на входящие.

Рекуператорные теплообменные модули могут быть смонтированы как часть централизованной системы вентиляции, так и в виде локальных автономных блоков, монтируемых на стену или в оконном проёме.

Наиболее яркий пример такого подхода – установка во всех школах Голландии рекуператорных вентиляционных блоков, с автоматической реакцией на превышение уровня CO2.

Действующие нормы воздухообмена

В общем случае, обязательная установка механизированной вентиляции в школах необходима только тогда, когда количество учащихся превышает 200 человек.

Минимальная интенсивность воздухообмена зависят от типа помещения:

  • для классных комнат – 20 м3/час на одного человека;
  • спортзалы – 80 м3/час;
  • пищеблоки – 20 м3/час.

Температура входящих потоков должна быть в диапазоне от 16 до 220C, влажность – от 35 до 65%.

Проектирование вентиляционных комплексов выполняется с учётом следующих нормативных документов:

Источник: https://m-e-g-a.ru/ventilyatsiya/chto-nuzhno-uchest-razrabatyvaya-proekt-ventilyatsii-shkoly

График проветривания в школе по СанПиН и его образец

Естественная и искусственная вентиляция школьного здания

Одной из важных задач в процессе учебного дня, а также после его завершения, является проветривание классных помещений. Его проводят на основе образца графика проветривания в школе по СанПиН нормам.

Данные правила устанавливают требования, которые касаются температурных показателей помещения, воздухооборота и процента влажности в классах.

Что касается длительности проветривания, то оно зависит от ряда факторов: количества людей, времени года, площади, условий погоды и системы самой вентиляции.

Важность процесса

Воздух, который застоялся, приводит ко многим проблемам. Люди начинают чувствовать себя не очень хорошо, их работоспособность значительно понижается.

Возможен и фактор развития аллергической реакции, в результате чего ребёнку придётся покинуть занятия на неопределённое время, и он будет отставать в учёбе от своих одноклассников.

Непроветренное помещение — отличная среда для развития клещей, плесневых грибов и аллергенов. Особо это касается пыли.

Стоит отметить, что решить эти проблемы поможет регулярная циркуляция воздушных потоков. Этот процесс оказывает следующее положительное влияние:

  • Приводит в норму показатели концентрации кислорода.
  • Приводит в норму количество углекислого газа в помещении, что является важным моментом для территории, на которой постоянно находятся дети.
  • Уменьшает количество пыли, содержащийся в воздухе, и грибков, снижает концентрацию различных аллергенов.
  • Убирает сторонние запахи.
  • Регулирует показатели температуры и/или влажности.

Проветривание естественным способом

Естественное вентилирование не включает таких изменений ОС, как влажность, температура, а также давление. Оно подразумевает самопроизвольный воздухообмен по причине разной температуры внутри и снаружи помещения.

Происходит естественное вентилирование разными способами:

  • Сквозь поры самого здания, то есть сквозь материал его стен.
  • Сквозь отверстия, которые имеются в конструкциях самого здания.
  • Сквозь фрамуги или форточки.
  • Сквозь щели в дверных рамах и оконных конструкциях.

Рекомендуем:  Инструкция по обращению с опасными отходами на предприятии

Воздушный поток через стены будет зависеть от материалов, из которых они выполнены. Стены из дерева сосны и кирпича считаются воздухопроницаемыми. Но стоит учитывать, что проницаемость любого материала снижается, если помещение внутри отделать обоями либо краской.

Потоки воздуха, которые поступают через оконные просветы и дверные зазоры, незначительны. Поэтому для естественной вентиляции главным источником воздуха являются форточки, а также фрамуги.

Поток воздуха и его движение зависят от таких причин, как сила ветра и разность температурных показателей в помещении и снаружи. Понятно, что чем ветер будет сильнее, тем лучше проветривание.

Если же на улице штиль и температурная разница минимальна, то воздухообмен будет осуществляться только за счёт процесса диффузии.

Он пропорционален площади всех форточек и времени, которое затрачивается на проветривание.

По правилам, для нормального микроклимата в заведениях учебного характера форточки обязаны составлять минимум 2% от общей площади пола. По статистике данная площадь форточек равна одному квадратному метру и должна отворяться не меньше, чем на 45 градусов.

Иногда фрамуги предпочитают форточкам. Фрамуги — это глухие или открывающиеся части окон. Служат для плавного проветривания и имеют свои преимущества:

  1. Более высокая теплоизоляция, что дольше сохраняет тепловой показатель в помещении.
  2. Нет необходимости в её закрытии, когда в классе присутствуют дети.
  3. В холодное время (осень и зима) проветривать классы надо лишь в отсутствие детей.

Одного ребёнок в школе потребляет не менее 4 кубических метров воздуха — в том случае, когда проветривание проводится по инструкции.

Искусственная вентиляция

Школьные кабинеты обустраивают системами искусственной вентиляции. С её помощью можно изменять влажность воздуха и температуру в помещении. Правда, такие механические системы в организациях используют крайне редко.

Рекомендуем:  Образец заполнения формы 2-ТП отходы

Чтобы создать необходимый микроклимат, в проекте вентиляции используют приточные системы. В них приток воздуха осуществляется сквозь решётку, с её помощью происходит и защита воздуховода от осадков. Затем воздух проходит очистку от мусора и пыли через фильтр и поступает в классы.

Калорифер и вентилятор — неотъемлемые части данной системы. С их помощью можно увеличить либо понизить температуру воздуха. Вытяжная вентиляция очищает воздух от СО2.

Как приточные, так и выводные системы вентиляции снижают потребность в постоянном проветривании, потому что они обеспечивают вспомогательное движение потоков воздуха.

График проветривания кабинета начальных классов по СанПиН включает двадцатиминутное проветривание до начала уроков, а затем по 5 –7 мин. после окончания каждого урока. Практически все школы начинают занятия в 8:00, поэтому дежурный должен заранее, ещё до прихода учеников, проветрить класс.

Повторное проветривание осуществляют после завершения каждого урока (через 45 минут). Чтобы избежать переохлаждения детей, проветривать кабинеты стоит, когда в них никого нет. После того как отучилась первая смена, классы проветривают не менее 20 минут.

Режим проветривания кабинета в школе по СанПиН 2.4.2.2821-10 представлен здесь:

Режим проветривания в школе по СанПиН имеет большое значение, так как циркуляция воздуха влияет на здоровье и самочувствие школьников, а также отражается на восприятии новой информации.

Источник: https://vtothod.ru/pravila/grafik-provetrivaniya-v-shkole-po-sanpin-i-ego-obrazets

Вентиляция школы

Естественная и искусственная вентиляция школьного здания

04.12.2017

Полагаем, говорить о необходимости надежной и эффективной системы вентиляции в школе нет смысла, все и так понятно. Тем не менее, вспоминается ситуация, активно описываемая на многих форумах в интернете около 2 лет назад.

На уроке, несколько учеников потеряли сознание из-за духоты. Преподаватели решили каждые двадцать минут производить проветривание, тем самым уроки прерывались, открывались окна, все выходили в коридоры и ожидали, когда класс наполнится свежим воздухом.

Это было в зимнее время — приходя распаренные в охлажденные кабинеты, многие учащиеся простуживались.

Обморок ребенка в школе — это критическая ситуация, такое случается крайне редко, однако замечалось это и в странах Европы, и в России. Что касается первых, то Всемирная организация здравоохранения последние годы крайне обеспокоена тем, что европейские школьники испытывают постоянную духоту в школе, сырость и неприятный запах подолгу остается в воздухе.

Вентиляция воздуха в школе бывает двух типов — естественная и механически побуждаемая. Также в учебных заведениях принято использовать вентиляции комбинированного типа: приток воздуха происходит благодаря механике, а вытяжка происходит естественным путем.

Назначение вентиляционной системы в учебных заведениях

Количество загрязненного, отработанного воздуха должно быть замещено более свежим, весь процесс вентилирования учебных помещений должен происходить динамично, при этом, не охлаждая воздух ниже комнатной температуры.

Задача системы вентиляции состоит в том, чтобы дети могли получать знания без вреда для своего здоровья. Школа должна приносить не только комфорт процесса обучения, но и быть безопасной.

Выход отработанного воздуха в школах, как правило, происходит через коридор, окно и двери. Такой воздухообмен считается однократным, т.е. количество воздуха, который уходит, равен количеству приходящего.

Но это теория. А на практике, подобная система вентилирования имеет место быть, если количество детей не более двухсот человек. Если количество детей 400, 500 или 1000 человек, то подобное вентилирование, лишенное механизмов принудительного притока воздуха, является опасным.

Автономные системы, обеспечивающие новый воздух, как правило, можно увидеть в учебном кабинете, школьной мастерской, в спортивном зале, санузле и т.п. Вентиляция пищеблока школы тоже содержит подобную систему. Столовые помещения принято оснащать механическими протяжно-вытяжными установками.

Требования, нормы, СНиПы

Из основных факторов, которые являются причинами проектирования или грамотной модернизации вентиляционной системы школы, следует отметить необходимость в поставках требуемых объемов чистого воздуха, который нужен для того, чтобы ассимиляция теплопоступлений и влаги состоялась. Вывод загрязненного воздуха должен происходить в объемах, предусмотренных СНиПом 41-01 и СНиПом П-Л65-73.

Необходимые кратности воздухообменов принимаются согласно требованиями СанПиН и СНиПа 31-06.

Согласно требованиям, вентиляционная система школьных пищеблоков обязана поставлять 20 кубических метров воздуха в час на каждого учащегося. Вытяжка отработанного и загрязненного воздуха происходит через кухонное помещение, кратность обмена воздуха при этом составляет — 2. Помещения должны оборудоваться механической вытяжной вентиляцией.

Лабораторные кабинеты, в которых воздух может загрязняться не только естественным путем, но и химически-принудительным, отработанные воздушные массы должны выходить через специальный вытяжной шкаф.

Санузел оснащается механическими притоками, при этом объемы воздуха, согласно требованиям, должны составлять:

  • приток 50 кубов воздуха в час на один унитаз;
  • приток 25 кубов воздуха в час на один писсуар.

Вентиляция спортивных залов

Вентиляционная система спортивного зала должна содержать принудительные протяжно-вытяжные установки, подавая свежий воздух объемом 80 кубов в час на одного учащегося. Подача воздуха должна быть организована на высоте порядка 2-3 метров от уровня пола, поскольку в противном случае будут появляться сквозняки.

Если спортзал содержит фрамуг или форточку, то также, дополнительно следует оборудовать механический приток. Допускается при этом избегать воздухозаборных устройств.

Расчет вентиляции и кондиционирования в школах

Следует понимать, что большинство школ, как правило, находятся в городе. Рядом всегда располагаются дороги, автомагистрали и загазованные парковки. Именно поэтому, окна в школах предпочитают закрывать. Если на улице зима или осень, то окна также оставляют закрытыми чтобы избежать сквозняков. Воздух в кабинете ведет себя приблизительно так (рост углекислого газа):

Существуют достаточно мощные и эффективные установки, обеспечивающие приток воздуха, они способны подавать 1-2 тысячи кубометров воздуха в час, тем самым (если вспомнить норматив о кол-ве воздуха на 1 ученика), вентиляция способна гарантировать качественный воздухообмен для сотни человек. Для одного учебного класса такие параметры оказываются слишком большими, но установить такую вентиляционную систему на целое крыло школы будет вполне рациональным. После этого, линии воздуховодов можно распределять между классами, тем самым обеспечивая учащихся свежим воздухом.

Есть также еще один достаточно несложный и доступный способ налаживать обмен воздуха в учебном заведении. Речь о компактных приточных вентиляциях, которые в народе называют «приточками».

Они способны снабжать воздухом  не крылья, этажи и комплексы здания, а отдельные классы и кабинеты. При помощи вентиляторов, данные устройства нагнетают в классы воздух. Фильтры, которыми обладают установки, способны очищать воздух от пыли, бактерий и вредного газа.

Если такую систему установить снизу, над самым полом, то получится полноценная система вытесняющего вентилирования.

Готовые системы вентиляции для школ

Представим вашему вниманию готовые вентиляционные системы, которые идеально подойдут для школьных помещений и других учебных заведений.

  1. Утепленные воздуховоды. Они способны подавать наружный воздух внутрь системы. Изнутри размешен канал утеплителя, предназначенный для защиты от промерзаний.
  2. Дистанционная система управления. Благодаря такой системе можно выбирать вручную скорости вращения вентиляторов, это позволяет более точно расчитывать уровень проветривания, учитывая количество учащихся. Также можно регулировать температуру нагрева. Данная система выдает предупредительный сигнал, когда фильтр загрязнен и подлежит замене.
  3. Фильтрующие системы. На современном рынке оборудования для вентиляции существует множество фильтров, которые могут оказаться незаменимыми в школе. Фильтры способны задерживать снаружи:
  • пыль, грязь, выхлопные газы, вещества вызывающие аллергию;
  • вирусные организмы, бактерии, колонии плесени;
  • газы, являющиеся отходами промышленной деятельности, дым от лесных пожаров;

Компактные вентиляционные  системы для школы

Для того чтобы установить одну компактную вентиляционную установку, потребуется всего один квадратный метр стены. Установка занимает менее одного часа, интерьер класса при этом остается незатронутым. Несколько таких установок в большом кабинете — и уже на следующий день учащиеся начнут говорить, что им стало легче дышать.

Компактная установка (приточного типа) стоит крайне немного — порядка 20-23 тысяч рублей (монтаж входит в стоимость). Две-три установки обойдутся в 45-70 тыс. руб.

Выходит, что для установки 2-3 таких компактных систем, необходимо с каждого учащегося собрать около 2000 рублей.

Учитывая, что учебный год состоит из 10 месяцев, получается, что 200 рублей в месяц — полностью решают вопрос вентиляции.

Следует принять во внимание, что если каждый классный руководитель и родитель, входящий в состав родительского комитета, примет ответственность навсегда решить проблему проветривания в классе, то это обойдется порядка 200 рублей с каждого ученика ежемесячно. Это — стоимость спокойного, безопасного обучения, свежего чистого воздуха на протяжении всего учебного года.

Стоит это таких денег или нет — решать каждому самостоятельно, но практика показывает, что в школах собираются регулярно, куда большие суммы на куда менее важные цели.

Если говорить о государственном проекте, который может подразумевать оптовую закупку вентиляционных систем на глобальном уровне, то проблема может решиться в рамках незначительных ростов налогов или повышениях цен на школы всего на 10 %, благодаря чему необходимость собирать деньги с учеников вообще пропадет.

Вентиляция школы Ссылка на основную публикацию

Источник: https://AeroClima.ru/ventilyaciya/shkoly/

Предназначение и задачи вентиляции учебных заведений

Естественная и искусственная вентиляция школьного здания

Главное предназначение вентиляции учебных заведений заключается в формировании оптимальных микроклиматических условий для комфортного и безопасного пребывания учеников, преподавательского состава и технического персонала.

Задачи вентиляции учебных классов и сопутствующих спортивных и санитарно-бытовых помещений состоят в достаточном обеспечении хорошо очищенным, свежим воздухом с оптимальными температурно-влажностными показателями, которые отвечают нормам СанПина и СНиПам.

Особенности вентиляции учебных заведений

Ключевой особенностью, которая должна учитываться при проектировании вентиляции школ, профессионально-технических и высших учебных заведений, является большое число помещений, имеющих абсолютно разное предназначение. Учебные аудитории, преподавательские, столовые, спортивные и актовые залы, лаборатории, подсобные комнаты, трудовые мастерские и проч. имеют собственные нормы воздухообмена.

Кроме того, процесс организации качественной вентиляции осложняется тем фактом, что в течение учебного дня, все эти помещения имеют нестабильную наполняемость. Чтобы соблюсти все требования и избежать претензий со стороны проверяющих инстанций, необходимо следовать нормативно-технической базе, которая регламентирована в СНиПах и ГОСТах.

Санитарно-гигиенические нормы и требования, предъявляемые к вентиляции университетов, школ и ПТУ. Главные критерии, характеризующие правильно спроектированную и организованную вентиляцию учебных заведений, касаются следующих параметров:

Достаточный приток свежего и хорошо очищенного воздуха позволяет сконцентрироваться на учебном и преподавательском процессе.

Учитывая, что вся аудитория пребывает в относительно малоподвижном состоянии в течение достаточно длительного времени, комфортные условия пребывания важны для хорошего самочувствия людей.

Создавая проект вентиляции школы, ВУЗов, техникумов, ПТУ и прочих учебных заведений, следует помнить, что все вентиляционные системы должны работать не только эффективно, но и бесшумно.

На базе нормативных документов СНиП 41-01*2003, СНиП II-Л 65-73, СНиП 31-06*2009, за основу берутся следующие показатели:

  • Норма воздухообмена из расчета на 1 человека в час:  20 м3/ч для аудиторий и учебных классов: 80 м3/ч — для спортзалов; 20 м3/ч для пищеблоков.
  • Min. и max. t воздуха — 16°С и 22°С соответственно.
  • Предельно допустимый уровень шума — 110 дБ.

Это обобщенные требования, но у каждого из типов учебных заведений есть свои нюансы организации качественной вентиляции. Они скорее относятся к конструктивным особенностям и расположению тех или иных помещений.

 Таким образом, проект вентиляции в школе является по своей сути каждый раз уникальной разработкой, чтобы сделать систему наиболее удобной, эффективной и экономически грамотной, что немаловажно для вентиляции частных школ, где финансовая составляющая является приоритетной. 

Особенности организации системы вентиляции в школе

В соответствии со СНиП II-Л 65-73, общеобразовательные школы в обязательном порядке оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией, в комбинации с естественной вентиляцией.

 *Примечание: Отсутствие принудительной вентиляции допускается в случае, если количество учеников не превышает 200 человек.

Нормы вентиляции в школе

Температурный режим варьируется в пределах от +16°С до +22°С;

Показатели влажности — от 30 до 65%.

Концентрация СО2 — не более 1 л. на 1 кубометр площади.

 *Помимо того, что эти показатели считаются оптимальными для комфортного пребывания людей в помещениях, это позволяет еще и предотвратить преждевременное разрушение материалов, которые были задействованы при строительстве и отделке здания и появление грибковой плесени. При превышении ПДК СО2 могут наблюдаться такие явления как сонливость, головокружение и общий упадок сил.

Конструктивные  решения для организации качественной вентиляции в учебных аудиториях

 Вариант I: Естественный регулируемый приток + механическая вытяжка (принудительная).

Для создания грамотного микроклимата в аудиториях и других функциональных помещениях, а также в целях приведения процесса проветривания к максимальной энергонезависимости, в учебных заведениях используется схема, с доказанной эффективностью — естественный регулируемый приток + механическая вытяжка (принудительная).

Для организации приточной вентиляции задействуют оконные приточные клапаны. Они обеспечивают автоматическую подачу свежего воздуха в помещение аудитории. Помимо этого, оборудованные приточными клапанами окна позволяют проводить предварительную фильтрацию воздуха и свести уровень шума с улицы к минимуму — а это один из основных аспектов комфортного процесса обучения.

ВАЖНО! Недостатками такого способа является то, что большинство приточных клапанов не предусматривают подогрев и охлаждение воздуха, что может создавать некомфортные условия в качестве внутренней температуры, а в зимний период года еще и быть опасным для здоровья учеников.

Чтобы добиться соблюдения норм воздухообмена (не менее 20 м3/ч на 1 человека), принудительная вытяжка должна работать практически непрерывно. Поддержку оптимального уровня воздушного давления  выполняют вытяжные вентиляторы различной мощности (в зависимости от площади помещения и количества учеников).

Вариант II: Приточно-вытяжная вентиляция с подогревом приточного воздуха.

Такой способ является вполне комфортным для находящихся в помещении учеников, что позволяет сделать систему вентиляции незаметной и позволит не отвлекаться от учебного процесса из-за постоянных перемен внутреннего климата.

Помимо комфорта такой способ является еще и достаточно экономичным при использовании такой современной технологии, как рекуперация тепла.

 Все больше учебных заведений переходят к использованию вентиляционных систем с использованием энергосберегающих технологий.

Это позволяет существенно удешевить эксплуатацию установок и сделать процесс вентилирования более эффективным. (Ссылка на статью вентиляция с рекуперацией тепла).

Единственным недостатком такой системы является отсутствие встроенной системы охлаждения приточного воздуха, поскольку в жаркий период года, в заведениях, где проводятся занятия, например, летом может быть достаточно жарко, поскольку температура приточного воздуха будет такой же как на улице. Эта проблема решается либо установкой автономной системы кондиционирования для учебных аудиторий, либо устройством системы вентиляции с возможностью охлаждения.

Вариант III: Приточно-вытяжная вентиляция с подогревом и охлаждением приточного воздуха.

Такой вариант по своим конструктивным особенностям практических не отличается от II варианта, однако в нем присутствуют дополнительные компоненты, такие как камера охлаждения в приточном канале и более сложная система автоматики.

Такая система является самым совершенным решением для создания идеальных условий, поскольку позволяет в автоматическом режиме устанавливать постоянную температуру в помещении, независимо от того, лето на улице или зима.

 Такая система компонуется полноценным комплектом автоматики для точного регулирования всех параметров приточного воздуха.

 Разумеется, такой вариант будет стоить несколько дороже, чем I или II, но результат будет соответствовать самым высоким требованиям.

Специализированные аудитории (химия, мастерская и др.):

В помещениях, оборудованных местными отсосами (например, кабинет химии с лабораторией, трудовых мастерских со станками и проч.) обязательно организуют вытяжную вентиляцию с механическим побуждением.
Вентиляция кабинета химии

Вентиляция кабинета труда

Спортивные залы:

Оборудуются самостоятельной приточно-вытяжной системой вентиляции, которая обеспечит воздушный приток в объеме не менее 80 м3 на 1 человека. Чтобы не допустить образования сквозняков, подача и забор воздуха должна быть организована на расстоянии примерно трех метров от пола. Показатели скорости воздушного потока регламентируются на уровне 0,25 м/сек, влажности — 35-60%.

Санитарный узел:

В с/у должна быть предусмотрена постоянно работающая вытяжная вентиляция, чтобы удалять неприятные запахи и влагу. Если санитарный узел имеет смежное расположение с умывальной, вытяжку устраивают из уборной. В душевых (если таковые имеются) — исключительно из кабинок. Однако если количество душевых кабин превышает пять штук, дополнительно организуют приток свежего воздуха в раздевалки.

Столовые/буфеты:

Механическая вентиляция в школах таких помещений, как столовая и буфет, проектируется в соответствии с нормативами  для предприятий общественного питания. На каждое человекоместо в обеденной зоне, предусматривается минимальный воздухообмен, в объеме 20 м3 в час. Приток воздуха направляется в обеденный зал, а удаляется через кухонный блок и прилегающие производственные помещения.

ВАЖНО! Для кухонных помещений, моечных и уборных устанавливают самостоятельные независимые вентиляционные системы. Их нельзя объединять между собой.

Вентиляция актовых залов:         

Как правило, в актовых залах происходит кратковременное наполнение (1,5-2 часа) большим количеством людей и именно в это время должны быть соблюдены соответствующие условия, а именно на 1 человека должно приходиться 20 м3/ч приточного воздуха.

Конструктивно вентиляцию для актовых залов можно выполнять по аналогии с любым из вышеперечисленных вариантов для обычных аудиторий.

В случае если общеобразовательное заведение имеет четыре и более параллели классов и находится в регионе, где расчетная температура воздуха в холодный сезон составляет -20°С и ниже, предусматривается организация воздушно-тепловых завес на входе.

Особенности организации вентиляции в профессионально-технических училищах 

В соответствии с нормами СНиП II-Л.Б -68, профессионально-технические училища (ПТУ) оборудуются приточно-вытяжными системами вентиляции. Из помещений с вытяжными шкафами весь воздух должен удаляться исключительно через них.

Чтобы обеспечить вытяжку из верхней части помещения, при условии закрытых рабочих проемов, шкафы оснащают клапанами, которые монтируют в верхней зоне. Минимальный размер клапана по нормативам должен составлять не менее 150*150 мм.

 Для одной вытяжной системы допускается объединение максимум двух вытяжных шкафов, которые расположены в одном помещении, с поправкой на то, что удаляемые вещества не являются ядовитыми, не выпадают в осадок и взрывобезопасны.

Скорость воздушного потока, удаляемого через вытяжные шкафы,  имеет зависимость от ПДК выделяемых вредностей и регламентирована согласно СНиП так:

0,5 м*сек при ПДК > 10 мг/1 кубометр;

0,6-1 м*сек при ПДК < 10 мг/1 кубометр;

1-1,5 м*сек при ПДК < 0,1 мг/1 кубометр.

Если в помещении выделяются вредности, организовывают частичный приток воздуха, но из расчета не менее 70% от общего объема поступаемого воздуха для этих помещений. Оставшийся объем подается в коридор и/или в смежные помещения с дверным проемом.

Организацию подачи чистого воздуха в учебные кабинеты и лаборатории без вытяжных шкафов, в регионах со средней дневной температурой самого холодного месяца не ниже -16°С, допускают децентрализованно в верхнюю зону без предварительного подогрева, в кол-ве 12 м3/час на 1 человека.

Особенности организации вентиляции университетов и других высших учебных заведений

Требования к организации вентиляции в ВУЗах аналогичны с требованиями и нормами, предъявляемыми к вентиляции профессионально-технических училищ. Помимо этого, согласно регламенту СНиП II.-Л.6-67, запрещено транспортировать воздух, удаляемый из помещений лабораторий, по  вентиляционным каналам из кирпича.

Для аудиторий ВУЗов, вместимостью от 50 до 100 людей, которые располагаются в IV строительно-климатической зоне (с жарким летом и умеренно-холодной зимой)  предусматривается установка осевых потолочных вентиляторов. Это необходимо для увеличения скорости потока воздуха.

Вентиляция аудитории ВУЗа

Не стоит забывать, что качественная вентиляция, будь это вентиляция школы искусств или крупного вуза — это сложная инженерная задача, для решения которой должны привлекаться исключительно профессионалы. Полноценный воздухообмен и соблюдение санитарно-технических норм и требований — это залог комфортного пребывания людей и возможность полностью сосредоточиться на учебном процессе. 

Получить бесплатную консультацию инженера по вентиляции учебного заведения

Получить!

Источник: http://www.ads-vent.ru/blog/ventilyaciya-uchebnyh-zavedenij

Искусственная вентиляция помещений — производственных и жилых

Естественная и искусственная вентиляция школьного здания

Вентиляция в здании, жилом или производственном, необходима для поддержания в нём чистого климата. Она осуществляется через обмен воздуха с другими помещениями. Благодаря ей создаются допустимые для нормального рабочего процесса условия работы.

Естественным способом достичь достаточного обмена воздухом не всегда возможно, особенно в производственных помещениях. С этой целью применяется искусственная вентиляция. О том какой она бывает, её преимущества, особенности разных видов, далее, в статье.

Значение и функции вентиляции

Основная задача вентиляции – обеспечение чистым воздухом. Чистый климат имеет огромное значение на промышленных предприятиях. Искусственная вентиляция помещения влияет на санитарную, гигиеническую, эпидемиологическую обстановку на предприятии.

Климат в помещении загрязняется не только оборудованием, технологическими процессами. Сам человек является источником загрязнения. Он выдыхает углекислый газ, воздух загрязняют испарения сальных желез, пота, обуви и одежды. Задачи вентилирования вытекают из прописанных нормативных норм состояния воздуха.

Искусственная вентиляция производственных помещений — Функции

  • очистка климата от вредных примесей;
  • привлечение чистого воздуха из внешнего источника;
  • допустимая концентрация в помещениях пыли, дыма, газов;
  • обеспечение комфортного для роботы режима температуры, влажности.

Вентилирование предотвращает появление, распространение различных инфекций передающихся через воздух. Обеспечивает безопасность людей, производимых пищевых продуктов.

Преимуществом искусственной вентиляции производственных помещений является предотвращение попадания вредных веществ в микроклимат. А также она позволяет поддерживать в помещении нормальный уровень температуры, влажности независимо от внешних погодных условий.

Виды искусственной вентиляции

Классификация искусственной вентиляции основана на трёх критериях: её назначении, зоне обслуживания, конструкции:

  1. По назначению она бывает приточная и вытяжная.
  2. По зоне обслуживания – местная и общеобменная.
  3. По конструкции – наборная, моноблочная.

Виды вентилирования между собой могут комбинироваться в зависимости от заданных и требуемых условий.

Приточная вентиляция

Обеспечивает поступление воздуха в помещение из естественного внешнего окружения. В зависимости от потребностей, воздух может:

  • подогреваться или очищаться;
  • дополнительно увлажняться;
  • очищаться от пыли.

Конструкция приточной системы состоит из воздухозаборной решетки. Она устанавливается с внешней стороны здания, через неё происходит забор воздуха с улицы.

Клапан с электроприводом регулирует включение, выключение системы. Если она выключена – воздух в неё не попадает. Фильтр защищает от мусора, насекомых, пыли.

Калорифер устанавливают для подогрева климата в холодное время.

Рекуператор помогает экономить затраты на подогреве через использование теплых воздушных масс помещения. Вентилятор обеспечивает движение воздуха, является основным элементом конструкции. Для снижения уровня шума, комфорта работы в приточной системе предусмотрен шумоглушитель. Управляется аппарат ручным индикатором или автоматической системой.

Вытяжная вентиляция

Удаляет из помещения загрязнённый воздух. По обслуживанию территории она бывает локальная и общеобменная. В зависимости от конструкции – канальная и бесканальная. Основными частями вытяжки являются вентилятор, воздуховод, фильтры. Канальная конструкция является частью планировки дома.

Её особенность — трубы-воздуховоды, которые прокладываются поверху (над потолком) помещения. Для этого требуется много свободного места, потолки от 3 м и выше. Такая система подходит для больших и просторных заданий. Её можно увидеть в больницах, школах. Бесканальное вентилирование подходит для любого здания, в том числе квартир.

Приточно-вытяжная вентиляция

Комбинированный вид, наиболее распространённый. Воздух попадает в приточную шахту. Отверстие шахты защищается специальной решеткой, которая предохраняет от попадания мусора.

Очистку климат проходит в пылеотстойной камере. Очищенные атмосферные массы подогревают колориферы. При необходимости увлажнения, воздух пропускают через специальную камеру и орошают водой.

Основную функцию в конструкции выполняет вентилятор.

Местная вентиляция

Её ещё называют локальной. Вытягивает загрязнённый воздух непосредственно из места его образования. Устанавливается над рабочими поверхностями. Используется на производстве и в быту. В повседневной жизни её примером является кухонная вытяжка.

Общеобменная вентиляция

Применяется во всем помещении, но не всегда. На производстве есть комнаты, которые не подключаются к общей системе вентилирования – лаборатории, производственные цеха. Общеобменная вентиляция подходит для офисов, кинотеатров, торговых центров. Она может быть как проточной, так и вытяжной.

Наборная

Представляет собой комплекс, который устанавливается в отдельной комнате. Состоит из вентилятора, глушителя, фильтра, системы автоматики и т.п. В бытовых условиях или на небольшом производстве она устанавливается под подвесным потолком. Система наборной вентиляции требует проектных расчётов и установки.

Моноблочная вентиляция

Имеет преимущество по сравнению с наборной, которое выражается в низком уровне шума. Также она занимает значительно меньше места. Моноблочная система устанавливается в едином корпусе с шумовой изоляцией. Бывает:

  • притяжной;
  • вытяжной;
  • комбинированной.

Все элементы конструкции подбираются, проверяются на этапе производственной сборки, что гарантирует их надёжность и сбалансированность работы после установки.

Кондиционеры

Являются последним словом в искусственном вентилировании. Кондиционирование не зависит от внешних условий атмосферы. Основная их задача – охлаждение климата, его вентиляция.

В отдельные модели оснащены функциями подогрева, увлажнения, сушки, очищения от вредных примесей, запахов. Климат в помещении подаётся в зависимости от установленной скорости.

Температура и другие параметры могут программироваться, аппарат оснащён таймером включения-выключения.

Кондиционеры бывают промышленного и бытового типа. Их отличает мощность аппарата. По размерам, уровню обслуживанию они превосходят другие системы.

Для каждого помещения система искусственного вентилирования подбирается индивидуально. Выбор зависит от размеров помещения, его планировки, функционального применения. В больших производственных зданиях одним видом не обходятся. Тогда как для офисного здания подойдет один вид общеобменной вентиляции или центральная, или локальная система кондиционирования.

Источник: https://vent-vozduh.ru/proizvodstvo/iskusstvennaya-ventilyatsiya-pomeshhenij.html

Система вентиляция школы

Естественная и искусственная вентиляция школьного здания

Вернуться к полной версии

Чтобы получить коммерческое предложение, позвоните нам по телефону +7 (495) 745-01-41 или отправьте быструю заявку

Обеспечение качественного воздухообмена в помещениях достигается использованием современного оборудования. Количество учеников в современных школах нередко превышает 1000 человек. Традиционное проветривание помещений на переменах не позволяет добиться соблюдения требований.

Сегодня в частных и государственных школах нового типа устанавливаются приточно-вытяжные системы вентиляции, которые обеспечивают приток свежего воздуха и вывод углекислого газа в постоянном режиме.

Использование полного комплекса оборудования помогает снизить расход электроэнергии, добившись качественного воздухообмена в помещениях различного назначения.

Почему необходимо устанавливать системы вентиляции в школах?

Исследования ученых позволили установить влияние застоявшегося воздуха на распространение инфекционных заболеваний и самочувствие учеников. Отсутствие притока свежего воздуха в помещениях сказывается на повышенной концентрации углекислого газа, а также прогрессировании микробов и бактерий.

Стандартное проветривание классов дает временный результат, который исчезает после 20 минут пребывания в помещении. В холодное время года нельзя оставлять открытыми окна, что не позволяет проветривать класс постоянно.

Именно по этой причине системы вентиляции являются необходимым и обязательным условием эксплуатации современных школ.

Виды школьных вентиляционных систем

В государственных учебных заведениях используется минимальное количество оборудования для обустройства вентиляций. В частных школах количество используемых устройств и тип монтируемых каналов зависит от современных стандартов и предпочтений организации. Сегодня существует четыре основных вида вентиляций, используемых в школах:

  • естественные;
  • приточные;
  • вытяжные;
  • приточно-вытяжные.

Первый тип встречается только в учебных заведениях старого типа. Зачастую в заведениях отсутствуют даже вентиляционные коробы, поэтому приток свежего воздуха осуществляется путем проветривания классов.

Приточные системы редко используются отдельно, поскольку не обеспечивают достаточной эффективности без вывода застоявшегося воздуха и газов. В отличие от приточных, вытяжные системы являются обязательным требованием даже для старых школ. Такие вентиляции устанавливаются в лаборантских и кабинетах химии. Чаще всего система представляет собой вытяжной шкаф с трубой, выходящей в окно.

Наиболее современным решением является установка приточно-вытяжной вентиляции на этапе строительства нового сооружения. Система может монтироваться на любом этапе за счет закрепления коробов на потолке.

Данный тип вентиляции помогает достичь соблюдения всех стандартов для современных учебных заведений. Однако для экономии электроэнергии необходимо выполнить точные расчеты по нескольким параметрам.

От них зависит количество используемого оборудования, его мощность и прочие особенности.

Нормативные требования и стандарты

В процессе проектирования и выполнения расчетов системы вентиляции учитываются следующие факторы:

  • количество притока воздуха;
  • комфортные условия пребывания в классе в течение длительного периода времени;
  • уровень шума при работе оборудования;
  • нормы воздухообмена;
  • температурные режимы и прочее.

Некоторые из вышеуказанных условий сегодня должны выполняться согласно нормативной документации. Требования к вентиляции учебных заведений прописаны в СНиП 41-01-2003, СНиП 31-06-2009 и СНиП II-65-73. Основными стандартами являются:

  1. Нормы воздухообмена для каждого типа помещений. Расчет на одного человека должен соответствовать показателю:
  • 20 м3/ч в классах и аудиториях;
  • 80 м3/ч для спортивных залов;
  • 20 м3/ч в пищеблоках.
  1. Допустимые пределы температуры в помещениях от 16 oC до 22 oC. Контроль температуры осуществляется установкой дополнительного нагревательного оборудования. В теплое время года для контроля используются системы кондиционирования воздуха.
  2. Предел шума, издаваемого оборудованием – 110 дБ или ниже. Звук работы вентилятора усиливается стенками вентиляционных каналов, поэтому для снижения показателя шума используются специальные пластины.
  3. Пожарная безопасность. Без защиты вентиляции от открытого огня компетентные органы могут запретить ее эксплуатацию. Для достижения требуемых условий используется контрольно-измерительное и автоматизированное оборудование, отключающее работу устройств при пожаре.

К нормативным требованиям также относятся другие параметры, учитываемые в ходе разработки проектной документации. Работы по созданию систем вентиляции выполняются только профессиональными организациями.

Особенности организации вентиляции в школе

По СНиП II-65-73 современные образовательные учреждения оборудуются приточно-вытяжной системой совместно с естественной вентиляцией. Исключением являются заведения, в которых число учеников не превышает 200 человек. При организации системы вентиляции учитываются допустимые показатели:

  • влажности воздуха (30-65%);
  • содержания углекислого газа (до 1 литра на 1 м3);
  • температуры (16-22oC).

Параметры необходимы для поддержания комфортных условий пребывания в помещении длительное время. Также соблюдение условий повышает срок службы отделочных материалов, вентиляционного оборудования и снижает риск появления плесени или грибка на стенах. Если данные параметры не учитываются при расчетах системы, повышенное содержание CO2 приведет к сонливости и плохому самочувствию учеников.

Проектирование приточно-вытяжной вентиляции

Механический приток воздуха устанавливается в помещениях школы, в которых наблюдается повышенное содержание углекислого газа, влажности или конденсата. В процессе проектирования учитываются базовые факторы и нормативные требования. К ним относятся:

  • местоположение сооружения;
  • количество учащихся и преподавателей;
  • наличие специального оборудования в школе;
  • тип помещений и их количество;
  • параметры осветительного оборудования и прочего.

Проектирование приточно-вытяжной вентиляции в школе – сложный, многоэтапный процесс. Он проводится после замеров и изучения объекта. Разработкой проекта занимаются исключительно квалифицированные инженеры. Ошибки и недочеты в проектной документации приведут к нарушению в работе оборудования и появлению негативных факторов.

https://www.youtube.com/watch?v=kwel9g4VNcU

Проект составляется по нормативным требованиям. В состав документации входит графическое изображение вентиляции, подробное описание системы, расчет и математическое обоснование оборудования, а также сметы на монтажные работы.

Конструктивные решения при создании вентиляционных систем

В образовательных заведениях с количеством учеников более 200 человек, вентиляция обустраивается тремя способами:

  1. Естественный приток воздуха с механической вытяжной системой. При среднем количестве учащихся допускается использование традиционного притока воздуха. Однако вывод застоявшихся газов осуществляется устройствами средней мощности. Метод характеризуется экономией электроэнергии и отсутствием шума. Для поддержания нормативных показателей зачастую используются приточные клапаны на окнах. Недостатком становится необходимость постоянной работы вытяжной системы.
  2. Приточно-вытяжная система с устройствами нагрева воздуха. Обеспечивает постоянное поддержание комфортного климата. Система нередко оборудуется устройствами рециркуляции тепла, которая позволяет снизить расходы на нагрев воздуха до 70%. Система имеет высокий КПД, однако не создает комфортных условий в летнее время.
  3. Приточно-вытяжная вентиляция с подогревом и кондиционированием воздуха. Полностью укомплектованная система, отличающаяся повышенным контролем климата в помещениях. Наличие нагревательного оборудования и камер охлаждения воздуха позволяет регулировать температурные режимы в любое время года. Используется сложная система автоматизации, что делает ее совершенной для современных условий эксплуатации в школах. Недостатком является высокая цена на оборудование, разработку и монтаж вентиляции.

В государственных школах повсеместно используется первый тип вентиляционных систем. В частных учебных заведениях популярностью пользуются приточно-вытяжные вентиляции с оборудованием для нагрева воздуха. Третий тип систем используется реже других по причине высокой стоимости.

Вентиляция в специализированных помещениях школы

Развитие программ обучения стало причиной появления в школьных заведениях помещений особого назначения. В них нередко устанавливается специальное оборудование, выделяющее токсичные или едкие вещества. К данной категории относятся:

  1. Химические лаборатории. В современных условиях школьники нередко выполняют опыты с веществами и жидкостями, которые выделяют различные газы. Чтобы опыты проходили без негативных последствий, в помещениях обязательно устанавливаются вытяжные системы высокой мощности.
  2. Кабинеты труда. Станки для обработки материалов при работе выделяют дым, большие объемы пылевидных частиц и так далее. Чтобы снизить влияние вредных выделений на учеников, каждый станок оборудуется собственным вытяжным каналом.
  3. Спортзалы и раздевалки. Физические упражнения становятся причиной появления запаха пота и большого объема CO2, поэтому в спортивных залах рекомендуется использовать системы с нагревом воздуха, а также оборудование высокой мощности для увеличения воздушного притока до 80 м3/ч на человека.
  4. Пищеблоки. Помещения, в которых готовится еда и осуществляется прием пищи, имеют повышенный показатель температуры воздуха. В столовых рекомендуется использовать отдельную вентиляцию с системой кондиционирования воздуха.

В категорию специальных помещений также попадают санузлы. Для них рекомендуется создавать отдельную систему воздухообмена, чтобы исключить попадание неприятных запахов в другие помещения школы.

Источник: https://www.AirFresh.ru/Ventilyatsiya-shkoly.htm

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.