Бронхиальная астма у детей, ответы на актуальные вопросы

Содержание

Бронхиальная астма у детей – краткий «ЛикБез»

Бронхиальная астма у детей, ответы на актуальные вопросы

Астма – это заболевание, при котором затруднено дыхание. Астма не всегда сопровождается симптомами удушья, иногда эквивалентом удушья может быть приступообразный кашель. Тем не менее, любой приступ нарушения дыхания у ребенка с бронхиальной астмой, может быть опасным и требует немедленного вмешательства.

Приступы астмы происходят, когда дыхательные пути в легких сужаются и воспаляются. Причиной воспаления может быть – аллергия, респираторная инфекция, пылевое загрязнение или любое сочетание этих факторов.

Необходимо знать, что астма может быть наследственной.

Каковы симптомы астмы?

  • Симптомы астмы могут включать:
  • Свистящее или шумное дыхание
  • Кашель, чаще ночью или рано утром, или когда ребенок занят спортом или просто резвится на улице
  • Тяжесть в грудной клетке
  • Удушье

Симптомы могут проявляться каждый день, каждую неделю, или реже. Симптомы могут варьироваться от легкой до тяжелой степени. Хоть и редко, приступ астмы может привести к смерти.

Есть тест для выявления астмы?

Да. Наш врач пульмонолог может, провести тест для вашего ребенка, чтобы определить, как работают его легкие. Называется он спирометрия или ФВД. Большинству детей 6 лет и старше можно сделать этот тест. Этот тест очень полезен, но может показать нормальные результаты у детей с астмой, если у них нет обострения болезни на момент осмотра.

  • Наш врач также проведет обследование и задаст такие вопросы, как:
  • Какие симптомы у вашего ребенка?
  • Как часто проявляются симптомы?
  • Пробуждается ли он ночью из-за затруднённого дыхания или кашля?
  • Позволяют ли симптомы астмы вашему ребенку играть или ходить в школу?
  • Ухудшает ли что-то, например физическая нагрузка или простуда состояние вашего ребенка?
  • Улучшает ли что-то, например лекарства или отдых, дыхание и самочувствие вашего ребенка?

Как лечить астму?

Несмотря на то, что бронхиальная астма неизлечимое заболевание, драматизировать ситуацию не стоит. Астма не прогрессирующая болезнь и ни во что не переходит. Например, астма не становиться ХОБЛ со временем (очень частое заблуждение).

Астма лечится различными лекарственными препаратами. Лекарства могут быть в виде ингаляторов, растворов для небулайзеров или таблеток. Наши специалисты выпишут необходимый современный препарат исходя из возраста вашего ребенка и его или ее симптомов.

  • Все препараты действуют одним из двух способов:
  • Препараты быстрого действия быстро устраняют симптомы астмы. Эти препараты должны использоваться только однократно. Если вашему ребенку такие препараты нужны больше, чем два раза в неделю, то следует сообщить об этом нашему пульмонологу. Вы должны также обратиться к врачу пульмонологу, если применение препарата при приступе астмы, но симптомы пропадают медленно или улучшение не наблюдается. После приема этих препаратов некоторые дети становятся очень активными.
  • Препараты длительного действия контролируют течение астмы и предотвращают появление симптомов. Если у вашего ребенка частые проявляются симптомы астмы или у него случаются несколько обострений в год, то возможно препараты придется принимать каждый день.

Устройство для контроля течения астмы — пикфлоуметр.

Почти все дети с астмой используют ингаляторы с устройством под названием “спейсер”. Некоторым детям также нужен аппарат под названием “небулайзер”, чтобы вдыхать лекарственные препараты. Врач покажут вам, как ими пользоваться.

Очень важно, чтобы вы давали ребенку все лекарства, которые назначает врач. За долгую практику мы вынуждены констатировать, что многие родители, будучи обеспокоенными назначением нескольких препаратов.

Самостоятельно уменьшают их количество и дозировку. Это абсолютно неправильно и преступно по отношению к ребенку с астмой.

Отсутствие адекватной терапии астмы является для вашего ребенка гораздо более рискованным.

  • Астма, которая не лечится правильно подобранными лекарственными препаратами, может:
  • Помешать ребенку заниматься обычной деятельностью, например, спортом
  • Помешать ребенку посещать школу
  • Повредить легкие

Каков план действий при астме?

  • — Современный план действий при мониторинге бронхиальной астмы представляет собой список инструкций, которые объясняют вам:
  • Какие лекарства ваш ребенок должен использовать дома каждый день
  • За какими симптомами следует наблюдать (которые свидетельствуют об ухудшении состояния)
  • Какие лекарства давать ребенку, если проявляются симптомы ухудшения состояния
  • Когда вызывать медицинскую помощь

Вы, ваш ребенок и ваш врач будете работать вместе, чтобы составить план действий при астме для вашего ребенка. В рамках плана, вашему ребенку, возможно, потребуется устройство под названием “пикфлоуметр”. Это устройство используется дома, чтобы увидеть, насколько хорошо работают легкие ребенка. Ваш врач покажет вам и вашему ребенку, как использовать пикфлоуметр.

Нужно ли постоянно посещать врача?

— Врача следует посещать не часто. Это должен быть индивидуальный план визитов. Но если у вашего ребенка произошел приступ астмы, а симптомы, после использования быстродействующих препаратов, не улучшили дыхание или оно ухудшилось, то очень рекомендуем проконсультироваться у пульмонолога. Если симптомы являются серьезными, вызывайте скорую помощь.

Можно предотвратить появление симптомов астмы?

— Да. Вы можете помочь предотвратить появление симптомов астмы у вашего ребенка, давая ему ежедневно препараты, назначенные врачом.

Вы также можете держать вашего ребенка подальше от вещей, которые могут вызвать приступ или ухудшение состояния ребенка. Врачи называют их “триггерами”.

Если вы знаете триггеры вашего ребенка, вы можете попытаться избегать их. Если вы не знаете их, ваш врач может помочь это выяснить.

  • Некоторые общие триггеры включают в себя:
  • Простудные заболевания или грипп (вот почему так важно делать прививки от гриппа каждый год)
  • Аллергены (например, клещи домашней пыли; перо птиц (попугайчики), плесень; пушистые животные, включая кошек, морских свинок, хомяков и собак; и пыльца с деревьев, травы и сорняков)
  • Сигаретный дым
  • Физическая нагрузка
  • Изменение погоды, холодный воздух, горячий и влажный воздух

Если Вы не можете избежать определенных триггеров, поговорите с врачом о том, что вы можете сделать. Например, физические упражнения могут быть полезны для детей с астмой. Но ваш ребенок, возможно, должны принять дополнительную дозу своего лекарства до тренировки.

Какой будет жизнь моего ребенка?

  • — Подавляющее большинство современных детей с астмой могут вести нормальную жизнь и не беспокоиться о будущем. Вы можете помочь управлять астмой вашего ребенка:
  • Внести изменения в вашу жизнь, чтобы избегать столкновения с триггерами вашего ребенка
  • Следить за состоянием здоровья вашего ребенка
  • Следовать составленному плану действий
  • Сообщать своему врачу, об изменениях в состоянии вашего ребенка

Иногда, течение астмы улучшается по мере взросления ребенка. Симптомы астмы могут не проявляться в старшем возрасте. Но у многих детей астма все еще может проявляться во взрослом состоянии. Обязательно помните об этом.

Цены на услуги пульмонолога для детей от 1 до 17 лет

НАИМЕНОВАНИЕ УСЛУГИЦЕНА
Первичная консультация у Кулешовой Ю.А. (от 1 года) 3950
Повторная консультация у Кулешовой Ю.А. (от 1 года) 2950
Первичная консультация у Никитиной Н.В. (от 1 года) 3200
Повторная консультация у Никитиной Н.В. (от 1 года) 2500

*Диагноз заболевания для лечения, которого существуют годовая программа в нашем центре.

Хотелось особо выделить, что мы не берем отдельную плату за осмотр, прописывание лечения или обучение. Мы понимаем, что это неразрывный блок при консультации иначе консультация совсем не имеет смысла.

Источник: https://integramed.info/pulmonology/diseases/194

Бронхиальная астма у детей: симптомы и лечение. Что должны знать и уметь родители детей-астматиков

Бронхиальная астма у детей, ответы на актуальные вопросы

Несмотря на то, что бронхиальная астма — крайне тяжелая и весьма распространенная болезнь в мире среди детей, современная медицина имеет в своем арсенале эффективные средства, которые позволяют астматикам жить долго, полноценно и счастливо.

Сегодня из общего количества людей на земле чуть более 300 млн болеют бронхиальной астмой. Каждые 10 лет число астматиков увеличивается на 50%. По мнению медиков — это весьма удручающая статистика!

Интересно, что по статистике в развитых, цивилизованных странах астматиков больше и риск приобрести это заболевание в течение всей жизни гораздо выше, чем в тех регионах, где пока еще технический прогресс не представляет серьезную угрозу экологии.

В этом смысле связь бронхиальной астмы и качества окружающей среды очевидна — дышать «тяжелым» загрязненным воздухом людям (и детям — в особенности!) без риска для здоровья действительно сложно.

Меж тем, точные и бесспорные причины возникновения и развития этой болезни до сих пор учеными не выявлены.

В одном и том же регионе одни люди могут буквально задыхаться в ежедневных приступах бронхиальной астмы, а другие — даже не знать, что это такое.

Бронхиальная астма взяла ребенка за горло

Бронхиальная астма представляет собой хроническое воспаление дыхательных путей, которое усиливается под воздействием тех или иных факторов или раздражителей.

Эти факторы (или раздражители) вызывают гиперреакцию бронхов, которая проявляется как сильнейший отек слизистой оболочки дыхательных путей, чрезмерным образованием слизи и бронхоспазмом.

В итоге в дыхательных путях возникает так называемая бронхиальная обструкция — серьезное препятствие к полноценному дыханию.

Внешне приступ бронхиальной астмы хорошо узнаваем — ребенок хрипит и задыхается, в его горле слышен характерный повторяющийся свист, возникает одышка и признаки удушья.

Иногда приступы бронхиальной астмы проходят самостоятельно, без вмешательства препаратов.

Однако чаще всего подобная обструкция бронхов, ввиду явной угрозы удушения, требует немедленного использования особых лекарственных средств.

Редко когда приступ бронхиальной астмы возникает «на пустом» месте, чаще всего его «вспышка» бывает спровоцирована определенным условиями или факторами: сильный резкий запах, чрезмерные физические нагрузки, стресс и т.п.

Факторы, которые вызывают обострение бронхиальной астмы у детей и взрослых:

  • Дым (обычный и в особенности — табачный);
  • Шерсть животных (а если быть предельно точными, то не сама шерсть, а частички эпителия на ней);
  • Плесень внутри помещения;
  • Домашние клещи, которые обитают в бытовой пыли;
  • Пыльца некоторых растений;
  • Физические нагрузки;
  • Сильный стресс или эмоциональное потрясение;
  • Аллергическая реакция на некоторые лекарства (самое распространенное из них – аспирин);
  • Ожирение и малоподвижный образ жизни;
  • Холодный морозный воздух.

Один из способов лечения бронхиальной астмы – попытка устранить из жизни астматика неблагоприятные факторы, способные спровоцировать приступы удушья.

В основном все признаки и симптомы бронхиальной астмы у детей сводятся к затрудненному дыханию, которое проявляется время от времени на фоне вполне обычных обстоятельств. Например — ночью во время сна, после физической активности, или в момент эмоционального потрясения (испуга, восторга и т.п.).

Главный симптом наличия бронхиальной астмы — это затрудненное дыхание. А именно — проблемный выдох. Если вы заметили, что ваш ребенок вдыхает легко, глубоко и тихо, а выдыхает тяжело, долго и с характерным свистом, вам следует записаться на консультацию к пульмонологу — у вашего ребенка очевидный признак бронхиальной астмы.

Обратите внимание, что у ребенка затрудненное дыхание с хрипами и свистом может быть и при других заболеваниях: например, при сильном насморке у детей, при обычном бронхите или простуде (ОРВИ).

Однако, в этом случае проблемы с дыханием будут сопровождаться и другими симптомами — повышенной температурой, отсутствием аппетита, слезотечением. Но как только пройдет сама болезнь, заметно улучшится и дыхание.

И только при бронхиальной астме затрудненное дыхание случается «беспричинно» и в отсутствие прочих симптомов.

Вы уже знаете, что главный симптом астмы — это затрудненный выдох. Но мало кто знает (даже среди врачей!), что скорость выдоха можно измерить. Для этого придуманы особые приборы, которые называются пикфлоуметры.

С помощью этих приборов — компактных, не слишком дорогих и доступных каждой семье — можно не только достоверно узнать, если ли у ребенка признаки астмы или нет, но также и удостовериться — помогает ли ему введенное лекарство или же нет.

Лечение бронхиальной астмы у детей

Бронхиальная астма — болезнь «со стажем», ее не вчера открыли.

И если медикам пока еще не вполне ясны причины ее возникновения у того или иного человека, то уж эффективные планы ее лечения уже давно разработаны и усовершенствованы.

В арсенале медиков существуют специальные протоколы, четко предписывающие, чем и как должна лечиться бронхиальная астма у того или иного ребенка в зависимости от степени тяжести приступов, которое у него случаются.

Эти протоколы поддерживающей терапии помогают существенно облегчить жизнь больных детей в 99,9% случаев заболевания бронхиальной астмой. Причем не только облегчить, но и позволить этим деткам жить полноценной жизнью: заниматься спортом, путешествовать, заводить домашних питомцев.

Популярный детский врач, доктор Е. О. Комаровский: «Поверьте мне, ребенок, больной бронхиальной астмой, вполне может стать в будущем олимпийским чемпионом! Но только в том случае, если он получает адекватную и квалифицированную медицинскую помощь».

Основной группой лекарственных препаратов, с помощью которых осуществляется поддерживающая терапия при бронхиальной астме, так называемые топические стероиды.

И не нужно пугаться каких-либо (зачастую надуманных, а не реальных) побочных эффектов или привыкания.

В случае лечения бронхиальной астмы, применяемые топические стероиды не оказывают влияния на весь организм в целом, попросту потому, что они не попадают в кровь.

Какой именно препарат группы топических стероидов подходит именно вашему ребенку, и как правильно его использовать — вам подробно расскажет лечащий врач.

Что делать в случае приступа бронхиальной астмы?

В случае серьезного приступа бронхиальной астмы (который может случиться где угодно и когда угодно, внезапно и зачастую без причины), необходимо применять уже меры не поддерживающей терапии, а неотложной помощи.

Ведь в ситуации с мгновенным воспалением в дыхательных путях (отек, нагнетание слизи и бронхоспазм) нет иного способа быстро и эффективно облегчить дыхание посиневшему и задыхающемуся ребенку, кроме как доставить в его дыхательные пути сильное бронхорасширяющее средство.

Наилучший способ сделать это — опять же использовать ингалятор, который позволяет мельчайшим частицам лекарства за секунды достичь пораженной области в бронхах.

А один из наиболее эффективных и проверенных препаратов для экстренной помощи при приступе бронхиальной астмы у детей — это аэрозоль сальбутамол.

Уже в возрасте 6-7 лет ребенка можно обучить самостоятельно пользоваться карманным ингалятором в случае необходимости.

Назначить сальбутамол вправе только врач, но пользоваться им должен уметь всякий родитель, чей ребенок болен бронхиальной астмой.

Однако, правильно сделать вдох при нажатии на ингалятор (в момент пшика необходимо глубоко вдохнуть, чтобы лекарство достигло бронхов) способны не все дети — малыши примерно до 5-6 лет обычно сделать этого еще не могут. Но и эти крохи тоже страдают бронхиальной астмой!

Для таких деток разработаны особые ингаляторы — небулайзеры. Кроме того, при лечении малышей нередко используются так называемые спейсеры. Эти устройства являются своего рода переходным элементом между ингалятором (который вставляется в спейсер) и ребенком.

‌Если вы родитель малыша, у которого бронхиальная астма, то строго говоря — вы не имеете морального права выйти с ребенком из дома, не имея при себе «заряженного» ингалятора со спейсером или небулайзера.Как правило, один пшик ингалятора обеспечивает одну дозу лекарства. При остром приступе бронхиальной астмы ребенку с признаками удушья вводят 2-4 дозы препарата каждые 10 минут — до тех пор, пока его состояние не улучшится и он не начнет свободно дышать. Если же препарат не помогает и очевидных улучшений не происходит — это повод для экстренной госпитализации.

И не бойтесь пользоваться ингаляторами в условиях приступа! Даже если пшикать бронхорасширяющий препарат (типа сальбутамола) по 4 дозы каждые 10 минут в течение часа (ребенку любого возраста) — передозировки не будет. Такой режим одобрен и рекомендован ВОЗ при неотложной помощи в случае приступа бронхиальной астмы.

Доктор Е. О. Комаровский: «Когда вы видите, как ваш ребенок задыхается и синеет в приступе бронхиальной астмы, вы должны не глаза к небу подкатывать, а уверенно и адекватно пользоваться ингаляторами и лекарствами! Если ваш малыш астматик — вы просто обязаны это уметь!»

Упомянутый выше прибор пикфлоуметр поможет определить, насколько эффективно помогает (или не помогает) лекарство при приступе бронхиальной астмы. Нужно измерить силу выдоха до введения препарата, а потом измерить ее спустя 10-15 минут после использования аэрозоля. Показатели должны увеличиться минимум на 10-15%.

Лечение бронхиальной астмы у детей: 3 шага к полноценной жизни

Итак, лечение бронхиальной астмы сводится к трем основным методам:

  1. Поддерживающая лекарственная терапия (которая позволяет держать под контролем воспалительный процесс в дыхательных путях и вести нормальный образ жизни);
  2. Избегание факторов, способных спровоцировать приступ бронхиальной астмы и удушья (почаще делайте влажную уборку в доме, удалите все «пылесборники» типа ковров, библиотек до потолка и оконных штор с рюшами и кистями);
  3. Умение самостоятельно (а постепенно вы должны обучить и своего ребенка) пользоваться карманным ингалятором для экстренной помощи в случае приступа бронхиальной астмы.

Чего категорически нельзя делать в случае приступа бронхиальной астмы у ребенка

Увы, но не все приступы бронхиальной астмы заканчиваются благополучно — это заболевание имеет и свою статистику летальных исходов.

И что самое досадное – нередко виновата в смерти маленьких астматиков не только болезнь, но и опрометчивые, неразумные действия взрослых, которые пытаются использовать для снятия приступа бронхиальной астмы не адекватные этой ситуации лекарства. Итак, ребенку с приступом бронхиальной астмы нельзя давать:

  • Муколитики (отхаркивающие средства, используемые для лечения кашля). Муколитики стимулируют образование слизи в дыхательных путях, а ее при приступе астмы и так — избыточное количество;
  • Седативные препараты. Любые успокаивающие средства уменьшают глубину дыхания, что недопустимо при приступе астмы;
  • Антибиотики. Антибиотики имеют отношение к астме только в одном-единственном случае — когда возникает осложнение в виде воспаления легких, но в любом другом случае антибиотики при астме — самое бестолковое и никчемное «оружие».

Возможно, лет 20-25 назад астматики действительно были вынуждены «рабски» подстраивать свое существование под «прихоти» своей болезни: любой спорт (кроме разве что шахмат) был для них под запретом; перспектива завести котенка была для них примерно столь же удаленной, как и возможность слетать на Марс; заниматься домашней уборкой они могли разве что только в респираторе и т.п. И, конечно же, сильнее всех страдали дети с бронхиальной астмой – ни попрыгать, ни побегать, ни щенка потискать…

Но в наши дни картина в корне иная! Сегодняшний уровень медицины позволяет астматикам (в том числе и детям с бронхиальной астмой) наслаждаться жизнью практически наравне со всеми остальными людьми.

Источник: http://www.woman.ru/kids/healthy/article/148462/

Какие льготы при бронхиальной астме в 2020 году

Бронхиальная астма у детей, ответы на актуальные вопросы

Состояние окружающей среды ухудшается с каждым годом, а в крупных городах ситуацию ухудшает плотный автомобильный трафик. В результате у жителей мегаполисов развиваются заболевания дыхательных путей, а наиболее распространенной болезнью становится бронхиальная астма.

Людям, страдающим от астмы, приходится отказываться от полноценной жизни и при этом тратить существенные суммы на медикаменты и поддерживающие здоровье лечебные процедуры.

В связи с этим, государство оказывает астматикам существенную материальную и социальную поддержку, как детям, так и взрослым, причем льготы полагаются и в том случае, если пациент не подтверждает инвалидность.

Разберемся, какие льготы при бронхиальной астме в 2020 году для при условии оформления инвалидности, и какие можно оформить льготы для астматиков для детей и взрослых (без инвалидности).

Степени тяжести заболевания, группы инвалидности при астме

Бронхиальная астма является достаточно тяжелым заболеванием, существенно влияющим на качество жизни больного.

Болезнь признается хронической, а приступы астмы провоцируются из-за попадания в дыхательные пути различных аллергенов, к которым у пациента проявляется гиперчувствительность (это может быть пыль, парфюм, дым сигарет, выхлопные газы автомобилей и так далее).

Раздражитель вызывает отек слизистой оболочки, спазм бронхов и ускоренное образование слизи в больших объемах, что в итоге приводит к затруднению дыхания и удушью. Стоит ли говорить о том, насколько серьезным заболеванием представляется бронхиальная астма. В зависимости от того, насколько часто случаются приступы, и насколько долго они длятся, различают 3 степени болезни:

Степень тяжести заболевания Характерные черты болезни
I степень (легкая) Приступы можно назвать эпизодическими (редкими), возникающими единожды в неделю или реже в случае попадания в дыхательные пути аллергенов. Также возможно наблюдение случаев затрудненного дыхания ввиду осложнения простудного заболевания. Пока приступ не случился, самочувствие у человека нормальное.
II степень (средняя) Возникновение приступов учащается в сравнении с легкой степенью – они возникают уже 1-2 раза в неделю (или чаще), обычное в ночное время суток. Симптомами становятся сухие хрипы, одышка, жесткое дыхание, выделение мокроты при кашле.
III степень (тяжелая) Симптомы могут наблюдаться в любое время суток каждый день. Причем необязательно это объясняется воздействием на дыхательные органы аллергенов – приступы могут возникнуть спонтанно. Человеку становится тяжело сделать вдох, он впадает в панику, покрывается холодным потом, наблюдается тахикардия (сбой сердечного ритма) и высокое давление ввиду беспокойства.
IV степень (тяжелая персистирующая астма) Приступы удушья более 2 раз в день, контролировать болезнь не представляется возможным. Пациенту приходится применять большие дозы глюкокортикостероидных лекарств. Сильная одышка возникает даже при полном отсутствии психологических и физических нагрузок. 3-4 степень ограничения самообслуживания. Работать человек не может.

Важно! Установление инвалидности для астматика может быть осуществлено при оценке зависимости от медицинских препаратов, степени легочной и сердечной недостаточности, наличия/отсутствия хронического воспаления дыхательных органов, частоты и длительности приступов.

Больные бронхиальной астмой могут надеяться на оформление им любой из 3 существующих групп инвалидности – окончательное решение зависит от профессионального врачебного мнения членов медико-социальной экспертизы:

Группа инвалидности Когда может быть присвоена
I группа (нетрудоспособная) Полностью нетрудоспособным признается астматик с тяжелой степенью бронхиальной астмы. Она проявляется в том, что у пациента диагностируется несколько необратимых изменений дыхательной системы, из-за которых появляются сердечно-сосудистые заболевания, нарушение работы различных органов, эмфизема легких, сильная одышка даже без физических нагрузок.
II группа Если человеку присвоена 2 инвалидная группа, детей предлагают обучать в домашних условиях, в взрослым – трудоустройство на особых, облегченных условиях. Вторая группа будет подтверждена, если наблюдается сбой в функционировании легких, из-за которого изменения претерпела эндокринная система организма, и начался сахарный диабет. Поскольку диабет требует постоянного контроля, гражданин считается частично утратившим трудоспособность.
III группа (трудоспособная) Присваивается пациентам со средней степенью тяжести заболевания. Подтверждается право на 3 группу инвалидности при наличии дыхательной недостаточности в момент ежедневного передвижения, выполнения домашних дел, несущественных физических нагрузок. Если жизнь человека затруднена из-за болезни, и проявляются некоторые сложности в осуществлении ухода за собой, врачи принимают решение о присвоении 3 (трудоспособной) инвалидной группы.

Какие льготы при бронхиальной астме, если подтверждена инвалидность

Инвалидность возможно оформить не всегда – должна быть как минимум средняя степень тяжести заболевания. Однако, если имеются шансы на присвоение инвалидной группы, лучше ими воспользоваться. Ежегодно придется заново являться на осмотр врачами медико-социальной экспертизы, зато льготнику будет полагаться намного больше различных привилегий.

Так, на федеральном уровне инвалидам полагается социальная пенсия, размер которой ежегодно увеличивается за счет коэффициента индексации. Дополнительно к пенсионному обеспечению оформляется ЕДВ – ежемесячная денежная выплата, а также НСУ – набор социальных услуг, включающий:

  • бесплатные лекарства по рецепту врача;
  • проезд в общественном транспорте без оплаты;
  • путевка в санаторно-курортное учреждение не чаще 1 раза в год в порядке очереди на безвозмездной основе.

При этом за инвалидами сохраняется право на отказ от набора социальных услуг в пользу доплаты к ЕДВ. Обобщим полученные сведения:

Группа инвалидности Социальная пенсия (руб.) ЕДВ (руб.) НСУ (руб.)
I группа 12 432,44 3782, 94 1121,42: ●      863,75 (лекарства),●      133,62 (путевка в санаторий),●      124,05 (проезд в ж/д транспорте).
II группа 10 360,52 2701,62
III группа 4403,24 2162,67
Дети-инвалиды 12 432,44 2701,62

Главными федеральными привилегиями для инвалидов, в том числе и по бронхиальной астме, являются:

  • бесплатные медицинские препараты и приборы;
  • путевки в санаторно-курортные и лечебные учреждения на безвозмездной основе;
  • предоставление особых условий работы (если инвалид трудоустроен);
  • помощь в улучшении жилищных условий (постановка в очередь, сниженная ставка по ипотеке, иногда – социальная выплата на покупку жилья).

Регионы могут утверждать и иные льготы, в зависимости от состояния бюджета субъекта РФ и от программы поддержки местных жителей.

К примеру, для детей с бронхиальной астмой может быть предусмотрено право на проезд в общественном транспорте без оплаты, бесплатные молочные продукты.

А родители, ухаживающие за ребенком-инвалидом, могут взять дополнительный выходной на работе, отказаться от командировки, сверхурочных и ночных работ

“Нет денег. Это аргумент Управления здравоохранения. Медикаменты закупают по конкурсам, и побеждает всегда тот, что дешевле. В областном Управлении здравоохранения подтверждают – перебои с льготными препаратами для астматиков бывают, но не системные – лекарства покупают подешевле, но эффективные”.

Майя Евглевская, корреспондент телекомпании “ТВК-Липецк”

Какие льготы при бронхиальной астме в 2020 году без подтверждения инвалидности

Даже если оформить инвалидность не получилось, без поддержки больной бронхиальной астмой не останется. Ему по-прежнему будут доступны 3 значительных льготы:

№ п/п. Льгота для астматиков без инвалидности Как оформить
1 Бесплатные лекарства или скидка 50% при их покупке ●     Встать на учет в диспансере по месту постоянного проживания;●     получать рецепты от лечащего врача;●     получать одобрение на выдачу лекарств от врачебной комиссии;●     ежегодно оформлять справку из ПФР;●     обращаться в социальные аптеки.
2 Льготное санаторно-курортное учреждение ●     Подать заявление в Фонд социального страхования региона;●     приложить к заявлению копию паспорта РФ, направление от лечащего врача на прохождение лечения, документы, подтверждающие право на льготу;●     дождаться решения специалистов ФСС.
3 Право на дополнительную жилплощадь Если человек страдает от бронхиальной астмы в тяжелой форме, он вправе встать в льготную очередь на получение жилья в жилищном отделе Администрации поселения (при необходимости, т.е. если у гражданина не имеется изолированной комнаты).

Льготы при бронхиальной астме для детей-инвалидов

Если инвалидность оформляется для ребенка с бронхиальной астмой, предполагается, что его родителям приходится постоянно присматривать за ним и обеспечивать его лекарствами. Поэтому, чтобы облегчить бремя матерей и отцов несовершеннолетних астматиков, государство предлагает им следующие меры поддержки:

  1. Социальную пенсию, ежемесячную денежную выплату, набор социальных услуг (причем в части предоставления путевок в санаторий дополнительная путевка бесплатно оформляется и на сопровождающего ребенка родителя).
  2. Ежемесячное пособие на ребенка, которому еще не исполнилось 3 года (500 рублей).
  3. Дополнительная жилплощадь в качестве мер по улучшению жилищных условий.
  4. Скидка 50% при оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства (по квитанциям, на всех жильцов квартиры или дома).
  5. Зачисление в дошкольное образовательное учреждение без ожидания очереди.
  6. Бесплатные лекарства до исполнения возраста 15 лет.
  7. Бесплатные молочные продукты (так называемая “молочная кухня”) до 15 лет.
  8. Проезд в общественном транспорте без оплаты (для самого ребенка и его родителей/опекунов).
  9. Путевки в санаторно-курортные учреждения в порядке очереди (для ребенка и сопровождающего лица).
  10. Бесплатный проездом к месту прохождения лечения (единожды в году);
  11. Досрочная (льготная) пенсия для мамы ребенка с ограниченными возможностями
  12. Право на отказ от сверхурочной работы, занятости в ночную смену, командировок.
  13. Преимущественное право для семьи ребенка при получении земельного участка.

Льготы при бронхиальной астме для детей без инвалидности

Если ребенок болеет бронхиальной астмой, но степень тяжести болезни недостаточная, чтобы оформить инвалидность, это не становится препятствием для получения некоторых иных социальных льгот. К привилегиям, на которые могут рассчитывать дети-астматики без инвалидности, относятся (при условии постановки на учет у аллерголога или пульмонолога):

  1. Бесплатные лекарства от астмы до достижения возраста 3 лет.
  2. Путевка в санаторий (региональный) на безвозмездной основе раз в 3 года.
  3. Предоставление места в специализированном ДОУ.
  4. Освобождение от посещения уроков физической культуры в школе.
  5. Возможность обучения на дому в случае необходимости.

Распространенные ошибки при оформлении льготы при бронхиальной астме

Ошибка: Оба родителя ребенка-инвалида по бронхиальной астме планируют получить бесплатную путевку в санаторий на основании необходимости сопровождения их ребенка.

Бесплатная путевка в санаторно-курортное учреждение может быть предоставлена только ребенку и одному сопровождающему лицу (родителю, законному представителю, опекуну, родственнику).

Ошибка: Семья, в которой воспитывается ребенок-астматик, рассчитывает на получение дополнительных квадратных метров. В собственности отца ребенка находится трехкомнатная квартира. Других детей нет. На жилплощади проживают только муж, жена, ребенок-астматик.

На увеличение жилплощади может рассчитывать только семья с ребенком-астматиком (инвалидом), не имеющая достаточного по площади жилья (на каждого члена семьи должно приходиться менее 18 кв.м. площади).

Ответы на часто задаваемые вопросы по теме “Какие льготы при бронхиальной астме”

Вопрос: Куда обращаться за оформлением льгот на ребенка-астматика, если он не является инвалидом?

Ответ: Обратитесь в органы социальной защиты населения своего региона. При себе необходимо иметь паспорт родителя, свидетельство о рождении или паспорт ребенка, справку о наличии заболевания, справку о составе семьи и иные документы в зависимости от того, какую именно льготы необходимо оформить.

Вопрос: Какой документ принести в школу ребенка, чтобы его освободили от уроков физкультуры из-за бронхиальной астмы?

Ответ: Достаточно будет принести справку от пульмонолога или аллерголога.

Источник: https://garant-konsult.com/lgoty-dlya-astmatikov-dlya-detej-i-vzroslyx-bez-invalidnosti/

Астма-школа: цели, задачи, содержание занятий, организация работы

Бронхиальная астма у детей, ответы на актуальные вопросы

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Что такое астма-школа

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Кто может посещать занятия

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Основные цели и задачи школы

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Программа занятий

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Где их организуют и как

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики.

Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом.

Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Основные направления в обучении

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры.

Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления.

Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Особенности работы астма-школ

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В заключение

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

Источник: https://bronhialnaya-astma.com/reabilitatsiya-i-profilaktika/astma-shkoly-dlya-bolnyh-bronhialnoj-astmoj-tseli-zadachi-organizatsiya

Вопросы диагностики и лечения бронхиальной астмы у детей раннего возраста

Бронхиальная астма у детей, ответы на актуальные вопросы

Диагностика бронхиальной астмы у детей раннего возраста представляет определенные трудности. В статье идет обсуждение методов диагностики бронхиальной астмы у детей раннего возраста, где авторы делятся своим опытом диагностики и лечения бронхиальной астмы у детей данной возрастной группы, с учетом глобальной стратегии GINA стандартов диагностики и лечения бронхиальной астмы у детей.

Несмотря на достигнутые успехи в диагностике и лечении бронхиальной астмы у детей, вопрос остается открытым.

Значительные успехи в ведении больных с бронхиальной астмой были достигнуты благодаря внедрению в клиническую практику глобальной инициативы по стратегии лечения и профилактики астмы-GINA.

Несмотря на то, что в развитии бронхиальной астмы играют одинаковые предрасполагающие факторы, существуют различия в течении бронхиальной астмы у взрослых и детей и это в первую очередь касается детей раннего возраста.

Материалы и методы исследования

Под нашим наблюдением находилось 48 детей раннего возраста больных бронхиальной астмой. У всех детей была отягощенная наследственность по бронхиальной астме. Все дети имели проявления диатеза на 1-м году жизни. В 36,8% случаев имело место пищевая аллергия, в 17,6%-лекарственная аллергия, 12% — бытовая аллергия, 1,8%-полиноз, 20% сочетанная.

Клиническая диагностика заболевания складывалась из главных компонентов клинических проявлений заболевания: свистящие хрипы, эпизоды одышки, кашель на высоте приступа и физическая нагрузка после которой усиливался кашель.

Учитывая, возраст детей и невозможность применения пикфлоуметрии в данной возрастной группе, мы для оценки наличия обструкции использовали тесты для выявления атопии и обнаружение аллерген специфических IgE, так как аллергическая сенсибилизация является главным фактором риска развития астмы, персистенции и тяжести.

Наличие же атопического дерматита у ребенка и/или пищевой аллергии увеличивает риск сенсибилизации к ингаляционным аллергенам и может быть одним из факторов развития астмы.

Эффективным методом подтверждения диагноза астмы в этой возрастной группе явилось пробное лечение бронходилятаторами короткого действия и ингаляционными глюкокортикостероидами (ИГКС): выраженное клиническое улучшение на фоне терапии в течение 1–2 недель и ухудшение после ее прекращения, говорят в пользу диагноза «бронхиальная астма». Рентгенография грудной клетки проводилась в качестве дифференциальной диагностики бронхиальной астмы и другими заболеваниями бронхолегочного аппарата.

Диагноз БА обычно основывается на жалобах, данных анамнеза, осмотра и типичных проявлениях заболевания.

К вероятным признакам бронхиальной астмы у детей раннего возраста относятся

  • частые эпизоды свистящих хрипов в грудной клетке (более одного в месяц);
  • кашель или хрипы, вызванные физической нагрузкой;
  • кашель по ночам в отсутствие вирусной инфекции;
  • отсутствие сезонных изменений хрипов, а также сохранение симптомов после трех лет.

Опыт изучения и практическое использование этих знаний и положений доказательной медицины, которые накопили ведущие специалисты при диагностике астмы у детей младших возрастных групп, оказался полезным для оценки прогноза развития БА у детей раннего возраста со свистящими хрипами.

У детей в возрасте трех лет и старше сочетание свистящих хрипов с одним «большим» фактором риска (БА или экзема у родителя) или двумя-тремя «малыми» факторами риска (эозинофилия; наличие хрипов в отсутствие простудного заболевания; аллергический ринит) является предиктором развития БА в старшем возрасте.

Основной целью терапии бронхиальной астмы у детей является достижение устойчивой клинической ремиссии.

Проводимое лечение при астме направлено на предупреждение возникновения острых и хронических симптомов заболевания, рецидивов болезни, побочных эффектов от применения медикаментозных средств и поддержание нормальных или близких к норме параметров функции внешнего дыхания, а также достижение надлежащего качества жизни.

Оказание неотложной помощи в случае приступа БА должно начинаться с назначения ингаляционных β2-агонистов короткого действия (сальбутамол, беротек и др.). Эти препараты, обладают мощной бронхоспазмолитической активностью и обеспечивают терапевтический эффект уже через 10–15 мин после введения.

Противовоспалительную терапию у детей с легким и среднетяжелым течением БА рекомендуется проводить кромогликатом натрия, а при среднетяжелом и тяжелом течении астмы, резистентной к нестероидным противовоспалительным препаратам, — ингаляционными глюкокортикостероидами. Антилейкотриеновые препараты (АЛП) у детей данной возрастной группы мы не используем.

Хотя, согласно, литературных источников и рекомендаций, АЛП снижают частоту обострений БА, обусловленных вирусной инфекцией, у детей в возрасте 2–5 лет с интермиттирующей БА в анамнезе. Что же касается теофиллов, назначение их также зависит от степени тяжести бронхиальной астмы, они способствуют более быстрому снятию обструкции и хорошо переносятся детьми.

Антибактериальную терапию в период обострения БА проводили только тем больным, у которых приступ астмы был обусловлен присоединением бронхолегочной инфекции.

Детям с упорным течением бронхиальной астмы мы проводим лечение препаратом аевит коротким курсом около 20дней и в возрастной дозировке.

Детям с выраженным аллергическим фоном лечение проводится на фоне антигистаминных препаратов последних поколений под контролем иммуноглобулина Е и содержания эозинофилов в крови.

Большое внимание должно уделяться правильному питанию ребенка с исключением продуктов, приводящих к обострению бронхиальной астмы (элиминационная диета); нормальному психологическому климату в семье, формированию положительных эмоций у ребенка и адекватной оценке состояния, созданию партнерских отношений между врачом и родителями больного ребенка, врачом и больным ребенком. В периоде ремиссии заболевания проводится санация хронических очагов инфекции и дегельмитизация.

Вывод

Таким образом, диагностика бронхиальной астмы у детей раннего возраста возможна с учетом анализа жалоб, анамнеза, данных клинического и лабораторно-инструментального методов обследования.

Лечение бронхиальной астмы у детей зависит от степени тяжести и периода заболевания.

Препаратами первой помощи у детей раннего возраста также являются β2-агонисты короткого действия, а при неэффективности ингаляционные глюкокортикостероиды.

Источник: https://novainfo.ru/article/14000

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.